АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Водная "фонтазия"


Яркие элементы дизайна способны украсить любую общественную зону, придать индивидуальность ресторану, холлу гостиницы, торговому центру. Необычные по форме и дизайну фонтаны, экзотические водопады в искусственном камне, аквариумы с причудливыми рыбками и растениями - уникальная деталь любого интерьера, которая надолго остается в памяти.

Огонь, вода. ..

Вода в интерьерах начала использоваться очень давно. Довольно часто роскошные дворцы итальянских, французских, испанских вельмож украшались небольшими фонтанами. Спустя время архитектурные элементы с использованием воды появились в интерьерах общественных зданий - театров, ресторанов, гостиниц, позже - торговых комплексов, бизнес-центров. Общественные здания с фонтанами в Москве встречаются довольно редко. Самые известные фонтаны находятся в гостинице "Метрополь", в центре ГУМа, каскад из фонтанов украшает первое из построенных зданий офисно-гостиничного комплекса Центр международной торговли (ЦМТ).

Эра активного строительства в Москве, пришедшаяся на середину 90-х гг. прошлого столетия, внесла коррективы в традиционную для советских времен упрощенную архитектуру, которая уступила место изысканности и даже роскоши. В дизайне интерьеров общественных зданий стали использоваться такие элементы, о которых по причине скудных смет раньше просто не вспоминали. Водная архитектура оказалась в их числе.

Мода на фонтаны в общественных зданиях появилась в Москве около трех лет назад, до этого чаще заказывались такие элементы водной архитектуры, как водные горки и водопады, говорит Александр Соловьев, директор дизайнерского строительно-производственного предприятия "Партнер", выполняющего монтаж оборудования для таких фонтанов и занимающегося их дизайном. Определенную роль в использовании в интерьере фонтанов, водопадов, аквариумов сыграло увлечение россиян древнекитайской философией фэн-шуй. В ней вода - знаковое понятие, способствующее установлению гармонии в обитаемом пространстве.

Хорошо известно, что, глядя на огонь и воду, человек успокаивается. Из символов испытаний, которые должен пройти человек, огонь и вода превращаются в символы стихий, помогающих лучше себя чувствовать в урбанизированном мире.

Приятно любоваться, например, фонтаном в отеле "Золотое кольцо", что на Смоленской площади. Плеск воды ненадолго переносит из мегаполиса, от шумного Садового кольца к естественной природе. "В наш скоростной информационный век, который многие проводят в каменных джунглях, важно иметь так называемый рекреационный уголок, - размышляет Андрей Закревский, вице-президент компании "Система-Галс". - По многим причинам использование огня (камина) возможно только в индивидуальных постройках, именно поэтому на долю офисных и торговых помещений как некий рекреационный элемент и приходится вода".

Встретимся у фонтана.

За последние годы количество общественных зданий, в интерьерах которых есть фонтан или водопад, увеличилось. Одна из причин - это желание застройщиков не только возвести свой объект и получить прибыль, но и позаботиться о том, чтобы посетителям в нем было комфортно и они хотели бы приходить туда снова и снова. Неудивительно, что чаще всего элементы водной архитектуры появляются на объектах, выполняющих функции рекреации и развлечения, - в торговых центрах, магазинах, ресторанах, казино, гостиницах - для создания определенной атмосферы.

"Фонтаны в торговых центрах имеют определенное функциональное значение: помогают замедлить темп движения покупателя, "влетевшего" с шумной и пыльной улицы, наполненной спешащими автомобилями и пешеходами. Заставляют его оглядеться, переключить сознание с акцента на некомфортную обстановку за пределами торгового центра на удовольствие от предстоящей покупки, - говорит Владимир Кудрявцев, ведущий эксперт-аналитик компании Paul's Yard. - Текущая вода - один из лучших инструментов для релаксации. Комфортная внутренняя среда важна для современных покупателей, она влияет на длительность его пребывания в магазине и на объем покупок. К тому же приятно и просто с точки зрения навигации назначить встречу в торговом центре у фонтана".

Неудивительно, что для посетителей старейшего в столице Торгового дома "ГУМ" встречи у фонтана стали традиционными. После реконструкции ГУМа преобразования коснулись и фонтана, который обновился, засверкал яркими красками. Мода на фонтаны в общественных зданиях появилась в Москве около трех лет назад.

Очень красиво смотрится фонтан с водопадом и прозрачным мостиком в офисно-торговом комплексе "Галерея "Актер" на Тверской площади. Довольно часто там можно увидеть покупателей и гостей столицы, любующихся столь привлекательным элементом дизайна.

В популярном столичном торгово-развлекательном комплексе "Атриум" на площади Курского вокзала небольшой фонтан прекрасно вписался в интерьер. Любоваться им можно, не только прохаживаясь по торговой галерее или отдыхая за столиком кафе, но и взмывая на 3-й этаж в прозрачных кабинах современных панорамных лифтов, у подножия которых фонтан и располагается.

В торговом центре "Принц" на улице Каховке утопающий в экзотической зелени фонтан находится в центре зоны развлечения и отдыха. Сам он трехуровневый с оригинальной подсветкой, меняющейся в зависимости от угла зрения. Но если в "Атриуме" фонтан находится только с лицевой стороны панорамных лифтов, то в "Принце" хозяева комплекса пошли дальше, сделав заказ, в соответствии с которым фонтаном опоясана вся лифтовая шахта. По словам Александра Соловьева из компании "Партнер", фонтан располагается вокруг обзорного лифта, доступ в который осуществляется по стеклянному переходу над потоком воды. Фонтаны установлены в Торговом доме "Дружба" рядом со ст. м. "Новослободская" и в торговой части бизнес-центра "Олимпик Плаза" на проспекте Мира.

В ресторане "Принц" на Каширском шоссе фонтан при входе обустроен подводными прожекторами для подсветки. Напротив фонтана располагается отделанная искусственным камнем стена, по которой также стекает вода. И в самом зале ресторана есть две горки с водопадами. Все элементы водной архитектуры декорированы зелеными насаждениями и цветами. Горка, выполненная из искусственного камня с водопадом, украшает также ресторан "Заравшан" в Кузьминках.

Оригинально решен интерьер казино "Золотая жила", что находится на пересечении Сущевского Вала с Шереметьевской улицей. Идея казино - легендарное Эльдорадо, мечта всех золотодобытчиков, соответственно оформлены элементы водной архитектуры: каменный грот с подсвеченным водоемом под лестницей, ведущей на 2-й этаж, и имитация горной золотоносной речки с промывным лотком и водоемом в гроте. Интересное решение, в основе которого лежит также водная тема, - козырная карта интерьера кинотеатра "Пять звезд".

Как "размочить" деловой центр.

В интерьерах офисных зданий фонтаны и водопады все еще редкое явление. Главным образом потому, что далеко не все девелоперы, строящие такие объекты, согласны использовать в интерьерах деловых зданий элементы, которые скорее подходят для зон развлечения и отдыха. По мнению Юлии Яцук, специалиста по офисным инвестиционным проектам турецкой компании "Энка", ни в одном из 18 возведенных в Москве их компанией офисных зданий нет элементов водной архитектуры и в будущем вводить их они не планируют. "В бизнес-центрах фонтаны - это способ оформления внутреннего пространства, элемент декора, не имеющий исключительного значения, - говорит Владимир Кудрявцев. - Фонтан может быть заменен, к примеру, статуей или кадкой с пальмой, и это никак не изменит ситуацию с арендаторами и посетителями бизнес-центра".

Как рассказал Юрий Усков, руководитель отделения коммерческой недвижимости компании "Инком-Недвижимость", в настоящее время сохраняется дефицит хороших офисов, поэтому инвесторы не видят необходимости в том, чтобы вводить в отделку интерьеров сложные архитектурно-дизайнерские решения с использованием воды. Для арендаторов главное - приемлемые арендные ставки и месторасположение, дизайну общественной зоны отводится роль второго плана. Однако, выбирая при прочих равных условиях, арендовать помещения в бизнес-центре строгого дизайна или в здании с яркими архитектурными элементами, арендатор чаще склоняется ко второму варианту, уточняет специалист.

Риэлторы констатируют, что по мере насыщения Москвы офисными площадями застройщикам придется обратить внимание на более запоминающийся дизайн внутреннего пространства зданий. Фонтан, водопад - это оптимальное решение. "Наша компания впервые применила данный элемент дизайна при строительстве офисного здания на Кадашевской набережной, - говорит Андрей Закревский. - Совместно с компанией "Комрад-медиа", которая является дизайнером интерьера данного объекта, мы, на мой взгляд, удачно реализовали концепцию водопада с бассейном, маскирующим дно лифтовой шахты".

Примечателен пример оснащения фонтанами старого здания Центра международной торговли. Первым посетителям этого престижного гостинично-офисного комплекса в первую очередь запомнилась необычная архитектура внутреннего пространства, какая-то даже непривычная для социалистических времен роскошь - каскад фонтанов, расположенных при входе в здание и в торговой галерее.

И сегодня элементы водной архитектуры в ЦМТ благоприятно влияют на людей, которые в здесь работают. По словам Татьяны Куликовой, сотрудника юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", несмотря на то что их офис находится в недавно введенном корпусе ЦМТ, где в интерьере нет воды, они часто в обеденное время приходят к фонтанам старого корпуса - там находится их любимое место отдыха.

Золотая рыбка.

Аквариумы удачно вписываются в интерьеры как развлекательных, так и деловых учреждений и уж имеют свою историю. Вплоть до конца 60-х гг. прошлого столетия аквариумы были причудливой формы с вычурными гротами из ракушек, фонтанами и фарфоровыми сосудами для растений. В 70-е гг. за рубежом началось массовое увлечением голландским аквариумом. Такой аквариум представляет собой подводный пейзаж, для создания которого используется до нескольких сотен водных растений. В начале 90-х гг. японский аквариумист и фотограф Такаси Амано произвел настоящий переворот в эстетике подводного мира, объявив о новом направлении - создании "природного аквариума".

Основная концепция природного аквариума заключается в сотворении первозданного подводного ландшафта. Она охватывает не только технологический аспект поддержания подводной экосистемы, но и дизайн. С точки зрения техники аквариумы Амано представляют собой на редкость успешную попытку создания модели природного водоема. В своем творчестве японский дизайнер использовал опыт голландского аквариума, но в его аквариуме многообразие растений невелико - 1 - 3 вида, рыбы живут стаями (но тоже по одному-двум, реже трем видам). Почти непременные обитатели естественного аквариума - мелкая пресноводная креветка Caridina japonica и рыбы-присоски Otocinclus. Аквариумы Амано выражают эстетический принцип "сибуй" - минимум элементов композиции, в которой невозможно отнять даже мельчайшую деталь, а добавление нового элемента будет излишним и может только испортить замысел.

Еще один элемент современного интерьера - водяная панель. Смотреть на стройные ряды всплывающих пузырьков можно бесконечно долго - это и в самом деле удивительное зрелище. Большинство компаний наряду с аквариумами собственного производства представляют продукцию ведущих мировых производителей - Midwest Tropical, Hagen, Juwel, Eheim.

Аквариум авангардного дизайна - это колонны, многогранники, журнальные столики, все зависит от фантазии заказчика. К примеру, "башенные" аквариумы, занимая крайне небольшую площадь, способны украсить любой офис и заставить посетителей надолго задержаться возле этого впечатляющего зрелища. По мнению дизайнеров, особенно хорошо они подходят для помещений с высокими потолками. Рабочий стол хозяина кабинета с плавающими в нем рыбками способен впечатлить даже самых искушенных посетителей любого офиса.

Плюдариум - аквариум со светильником, вынесенным высоко над поверхностью воды, - позволяет болотным растениям выбрасывать листья на поверхность воды, создавая неповторимую картину. Выбор рыб в таком аквариуме ограничен, акцент делается на растения. Аквариум "живая картина", как правило, единственное решение для помещений с ограниченным пространством.

Специалисты не сомневаются в благотворном влиянии аквариума на наблюдающего за ним человека. Вода излучает особую энергию покоя, а эффект от акватерапии подтверждают даже медики. "Вряд ли есть такой руководитель, который не хотел бы иметь аквариум", - говорит Алексей Калюжный, руководитель отдела недвижимости компании Capital Estate. Напряженный ритм жизни и нежелание создавать себе дополнительные проблемы заставляют деловых людей порой отказываться от покупки, к тому же аквариум - это дорогое удовольствие. Но за него не жаль заплатить, и, по словам Калюжного, многие владельцы современных аквариумов никогда не откажутся от яркой особенности интерьера офиса и гордости коллектива. Часто именно помещение с аквариумом становится местом отдыха или переговоров.

Особый статус у модного сейчас морского аквариума. Аквариумы-гиганты, изготовленные из специального особо прочного акрила, выдерживают даже прямое попадание пули. Такие аквариумы особо востребованы в интерьерах казино, бильярдных, ночных клубов. "Из практики самые распространенные аквариумы - с живыми и искусственными растениями, - говорит Алексей Калюжный. - Морские аквариумы стоят немного в стороне, прежде всего из-за своей специфики и стоимости, но тем не менее они пользуются спросом". Среди клиентов компании есть стоматологические клиники "Интермедсервис", "Дента Эль", офисы стройкомплекса, Инпродуктбанк, магазин "Рамстор" на Шереметьевской улице.

Правила "зарыбления".

Аквариумный бизнес в столице неплохо развит, и есть структуры, берущие на себя изготовление, поставку и обслуживание аквариумов. К примеру, в фирме "Аква-Интерьер" могут сконструировать аквариум, вмещающий несколько тонн вод. Для изготовления гиганта используются триплекс, бронированное стекло. В арсенале компании собственные фильтрационные системы, аналогов которым нет в мире. Среди реализованных проектов - аквариумы в кафе "Улыбка" в торговом комплексе на Манежной площади, в ресторане "Краб-хаус", сквозные аквариумы в стене в магазине элитной сантехники Villeroy & Boch и в офисе страхового общества "РЕСО-Гарантия". Аквариум для содержания осетров находится в кафе-баре "Ароматная река". Гармонично вписывается в интерьер лаборатории детской одежды "Даше" аквариум с экзотическими рыбами.

По мнению Александра Соловьева, причина ограниченного использования элементов водной архитектуры в общественных и административных зданиях банальна - недостаток средств. Утверждая смету на строительство, а потом и на отделку помещений, подрядчик часто в нее не вписывается, и ему приходится экономить. Стоимость приличного фонтана - это десятки тысяч долларов, т. е. сумма, с которой не всегда просто расстаться. Небольшая водная горка может стоить $3000 - 10 000, поэтому чаще при оформлении помещений кафе, ресторанов, магазинов используется именно такой сравнительно дешевый элемент. Андрей Закревский отметил, что стоимость фонтанов, устанавливаемых в зданиях, зависит от сложности и объема, но тем не менее вполне сопоставима со стоимостью отделки дорогостоящими строительными материалами. Заказчика не всегда заботит только цена, главное - что при проектировании данных конструкций важна проработка таких деталей, как шумовое соответствие насосов для воды, наличие современной системы очистки и фильтрации, регулярное, но не частое техническое обслуживание и очистка бассейна.

Ухаживать за правильно обустроенным современным аквариумом не очень сложно: достаточно вовремя менять воду, не забывать кормить живых обитателей аквариума, следить за состоянием растений. Но некоторые мероприятия, требующие определенных навыков, лучше доверить специалистам. Удобнее и выгоднее сразу подписаться на комплексное обслуживание. Это поможет сэкономить деньги, особенно в экстренных ситуациях: в случае болезни обитателей аквариума лечение или замена рыбок будут проведены бесплатно.

Кстати, немногие догадываются, что живые растения едва ли не капризнее рыб. Их нужно довольно часто подстригать, подкармливать, пересаживать. При нежелании обременять себя дополнительными хлопотами можно оформить аквариум искусственными растениями, уход за которыми проще: их надо лишь время от времени мыть. Специалисты советуют во избежание стихийного размножения водорослей найти для аквариума место подальше от прямого солнечного света. Впрочем, аквариум из особого тонированного стекла можно поставить и на солнечной стороне здания.

Полный месячный абонемент на аквариум (уход осуществляется один раз в неделю) стоит от $50 до $200. Уход за аквариумом два раза в месяц стоит от $40 до $150. Разовые услуги и устранение возникших проблем - от $20 до $60. В оплату первых двух вариантов обслуживания входят регулярное наблюдение, корма, различные препараты. В морском аквариуме экосистема гораздо нежнее, чем в пресноводном, и контроль за морскими аквариумами предполагается по полному абонементу, так как неполный вариант будет недостаточным. Абонемент на обслуживание стоит от $100 до $300. Однако названные цены не являются окончательными. Существует множество факторов, влияющих как на повышение, так и на понижение цены.