Apple снова отстает


По данным аналитиков из Fulcrum Global Partners, рост на общемировом рынке персональных компьютеров в 2003 г. составил 12%, между тем поставки компьютеров Macintosh за этот период практически не увеличились. В апреле Apple впервые в своей истории не сумела войти в список 10 ведущих мировых производителей ПК, составляемый IDC. Еще одна исследовательская компания, Gartner, отмечает, что доля Apple на мировом рынке компьютеров для домашних пользователей, а также корпоративных и государственных заказчиков, в начале 2003 г. достигавшая 1,8%, в марте 2004 г. опустилась до 1,7%. Пожалуй, единственный сегмент, где эта негативная для Apple тенденция не проявилась, – заказчики в образовательной сфере.

Несмотря на популярность устройств iPod, на их долю персональных компьютеров приходится порядка 80% бизнеса корпорации. Кроме того, норма прибыли при продаже компьютеров равняется 23%, а при продаже плейеров она сейчас находится на уровне 22% и, по имеющимся прогнозам, в дальнейшем будет только снижаться.

Причина вялого развития компьютерного бизнеса Apple заключается в том, что с точки зрения потребителей у ПК Macintosh нет неоспоримых преимуществ перед конкурирующими моделями. В прошлом году Apple увеличила производительность своих настольных ПК серии G5 и ноутбуков PowerBook и iBook, однако революционных новшеств эти обновленные модели не содержали, да и стильная настольная модель iMac уже на протяжении нескольких лет остается без существенных изменений. При этом стоят компьютеры Macintosh, как правило, дороже, чем сопоставимые модели на базе Windows.

Корпорация планирует вскоре выпустить несколько новинок – например, новую версию операционной системы Mac OS X под названием Tiger. Информированные источники сообщают также, что Apple разрабатывает ряд прикладных программ нового поколения, в том числе усовершенствованный текстовый процессор. За последние полтора года корпорация наняла нескольких известных менеджеров, ранее работавших в таких компаниях, как Adobe Systems, Microsoft и Critical Path.

Однако многие участники высокотехнологичного рынка отмечают, что основная доля рекламы Apple приходится на продукты iPod и iTunes, в то время как маркетинговые инициативы, направленные на продвижение компьютеров Macintosh, зачастую оказываются малоэффективными. (WSJ, 28.06.2004, Александр Сафин)