Сметливые инсайдеры


Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) летом начала расследовать операции десятков топ-менеджеров, избавлявшихся от акций своих компаний в конце 1990-х гг. во время бума на фондовом рынке. По словам источников, комиссия подозревает, что многие корпоративные инсайдеры, чтобы не вызвать подозрения у инвесторов и зафиксировать прибыль по растущим в цене акциям, пользовались для их продажи так называемыми обменными фондами.

Обменные фонды ориентированы на богатых индивидуальных инвесторов, которые хотят диверсифицировать свои вложения, а также отсрочить уплату налога на прирост капитала, которую им пришлось бы произвести в случае продажи акций. Широкое распространение эти фонды приобрели в конце 1990-х гг., когда состояние многих руководителей компаний существенно увеличилось, поскольку их акции сильно росли в цене. Топ-менеджер, владеющий акциями своей компании, может передать их в обменный фонд, который аккумулирует пакеты акций других таких же состоятельных инвесторов. В обмен топ-менеджер получает долю в обменном фонде. Поскольку акции фактически не продаются, а передаются в управление, налог в этот момент платить не надо – как и сообщать о том, что топ-менеджер избавился от акций своей компании. Когда же он захочет ликвидировать свою долю, он получит корзину из акций разных компаний, собранных в фонде. Эти акции он уже может продать и получить за них деньги.

SEC запросила информацию у ряда компаний, чьи топ-менеджеры перевели акции в обменные фонды в 1996–1998 гг. Передача акций в обменный фонд без указания факта избавления от них может вызвать недовольство регулятора. Многие инвесторы и специализированные фирмы отслеживают сделки инсайдеров, считая их индикатором, отражающим перспективы развития компании. Например, фонд Insiders Trend Fund даже инвестирует в акции, основываясь на сделках инсайдеров. И если топ-менеджеры продают крупные пакеты, это может заставить остальных инвесторов думать, что дела у компании идут плохо, и тоже начать сбрасывать ее акции.

Среди тех, у кого SEC запросила информацию, – Рональд Стэкленд, бывший старший вице-президент Telegroup. Он перевел 100 000 акций компании общей стоимостью $1,3 млн в обменный фонд под управлением Alex. Brown (ныне подразделение Deutsche Bank), сообщив о сделке как о “переводе [акций] в партнерство с ограниченной ответственностью”. Вскоре он покинул компанию, а еще через некоторое время, в 1999 г., она объявила о банкротстве и ее акции были исключены из листинга.

В правилах SEC не говорится, что, переводя акции в обменный фонд, топ-менеджер должен сообщать о сделке как о “продаже”. Однако Энтони Марчиз, управляющий портфелем с активами в $30 млн в Insiders Trend Fund, считает, что скрывать такие сделки нечестно по отношению к инвесторам. “Если вы обменяли свои акции на что-то еще, об этом нужно сообщать как о продаже. Я поддерживаю тех, кто говорит: дайте мне информацию, а я уже решу, важна ли она для меня”, – говорит он. (WSJ, 7.09.2004, Михаил Оверченко)