Любовь к четырем колесам


Автомобильный бум

Любителям ретро-автомобилей с деньгами сейчас есть из чего выбирать. На американском рынке раритетных машин предлагают любые марки, начиная с европейских спортивных автомобилей и заканчивая первыми внедорожниками, универсалами и даже автобусами VW 1960-х гг. Среди самых доходных автоинвестиций – мощные американские автомобили 1960–1970-х гг., цены на которые за последний год взлетели на 70%, а также редкие версии Plymouth Barracuda начала 70-х гг., продающиеся более чем за $1 млн.

Растут объемы продаж и классических моделей. Своеобразным барометром рынка машин служит аукцион Barrett-Jackson в городе Скоттдэйле, штат Аризона. В этом году на нем было продано автомобилей на $38,5 млн, что на 40% превышает уровень продаж трех предыдущих лет. В нынешнем году Barrett-Jackson, а также два других аукциона – Christie’s и RM Auctions пустили с молотка 193 автомобиля стоимостью $100 000 и более. Между тем за весь прошлый год было продано 154 таких автомобиля.

На ретро-автомобили сегодня заглядываются разбогатевшие представители поколения бэби-бумеров, которые в своей молодости и мечтать не смели о подобных приобретениях. По данным исследовательской компании CNW Marketing/Research, сегодня 6,7% американских водителей считают себя коллекционерами. За последние четыре года количество собирателей старых машин выросло на 4,9%.

Наибольшее предпочтение коллекционеры отдают автомобилям с высокой мощностью, таким как Chevrolet Impala и Dodge Dart, появившимся в США в начале 1960-х гг. Уже в середине 1960-х гг. производители стали предлагать большие двигатели в качестве опций. Многие до сих пор вспоминают, как гендиректор Pontiac Джон ДеЛоран поставил огромный мотор в Pontiac Tempest 1964 года выпуска и назвал новую модель GTO, дав тем самым начало новому поколению скоростных Chevrolet Camaro и Plymouth Barracuda. Теперь элитные супермощные модели тех лет Chevrolet Chevelle и Ford Mustang продаются на аукционах дороже $100 000.

Даже модели массового производства того времени постоянно растут в цене. Так, кабриолет Dodge Dart GTS 1969 г. выпуска продается сейчас за $17 000, что на 70% превышает цену прошлого года. В самом верхнем сегменте рынка мощных автомобилей машины переходят из рук в руки за $1 млн, а то и более.

Но больше всех за мощную раритетную машину заплатил этим летом американский коллекционер Билл Уиманн. Он выложил $2 млн за чрезвычайно редкую модель Plymouth Barracuda 1971 г. выпуска в кузове “кабриолет” и мощным двигателем системы Hemi. Уиманн, 42-летний владелец строительной компании в городе Фарго (штат Северная Дакота), понимает, что заплатил сумасшедшую цену за свой черно-белый автомобиль. Но если учесть, что таких машин во всем мире осталось всего около десятка, она того стоила. “Я не хочу выглядеть идиотом, который сорит деньгами, – говорит Уиманн. – Я думаю, что цена этой машины будет расти и дальше”.

А вот специалистов настораживает ситуация на рынке автомобилей. Экономист из Мичиганского университета Дональд Граймс говорит, что люди всегда вкладывают деньги в альтернативные инструменты (автомобили, предметы искусства, вино), когда ситуация на фондовом рынке неблагоприятна. В таких случаях цены на коллекционные предметы резко прыгают вверх и начинаются бесчисленные спекуляции. “Когда фондовый рынок восстанавливается, прежде всего страдают те, кто инвестировал много денег в предметы коллекционирования”, – заключает Граймс.

Рынок коллекционных машин уже знавал неожиданные обвалы. Например, в конце 1980-х гг. рухнул рынок спортивных авто в Европе. Случилось это после того, как Ferrari Daytona выпуска 1970-х гг. стали продавать с молотка за $1 млн (сейчас эти модели стоят всего $125 000).

Сегодня некоторые коллекционеры беспокоятся, что ценовая горячка может снова погубить рынок. Покупатели выкладывают сумасшедшие деньги за мощные автомобили, говорит Отис Чендлер, бывший издатель газеты Los Angeles Times. Его собственная коллекция включает более 50 машин, многие из которых произведены в первой половине ХХ в. “Я думаю, на этом рынке надувается пузырь”, – добавляет он.

Но большинство любителей ретро-автомобилей утверждают, что дело вовсе не в деньгах. Автоколлекционер Рой Мэлумян, например, соглашается, что его Shelby Mustang GT350 – очень хороший объект для инвестиций. Однако гораздо важнее для него удовольствие от обладания такой дорогой игрушкой и от вождения этой машины. У Мэлумяна есть еще два старых Porsche, британская спортивная машина MGA 1959 г. выпуска и Ford 1930-х гг. А Уиманн говорит, что просто обожает свою Barracuda за $2 млн и не собирается ее продавать. “Если вы думаете об инвестициях, не покупайте старых машин, – советует он. – Есть множество других способов вложить деньги”.

Трудности выбора

Тем же, кто покупает машины исключительно с целью инвестиций, предстоит решать множество сложных задач. Ведь цена зависит не только от формы корпуса и внешнего вида автомобиля. Важно знать, какой у нее двигатель, да и другие технические характеристики тоже чрезвычайно важны. К тому же находить действительно ценные модели становится все труднее и труднее, потому что число коллекционеров постоянно растет. В продаже осталось уже гораздо меньше машин, которые можно дешево отремонтировать и дорого продать. Эксперты же обычно советуют покупателям приобретать машины, находящиеся в хорошем состоянии. Их, по крайней мере, можно без проблем выставить на автошоу. В противном случае придется заплатить немало денег за ремонт автомобиля.

Нью-йоркский импресарио Ричард Соломон пришел к однозначному выводу, что лучше покупать новую машину. Поначалу он просто искал “крутую тачку”, а потому купил за $80 000 чопорный Lamborghini Countach 1977 г. Соломон посчитал, что хорошо инвестировал деньги, но вскоре его постигло разочарование. Выяснилось, что машина нуждается в ремонте. Он уже потратил $20 000 на ремонт двигателя, коробки передач, тормозов и подвески. По его словам, еще $50 000 может уйти на мелкие ремонтные работы. Незадачливый владелец решил не тратить лишних денег и сейчас пытается продать свою машину за $100 000.

Отчего дорожают ретро-авто

Многие коллекционеры выкладывают безумные деньги за раритетность машины и ее неповторимый шарм. Взять хотя бы двухместную Ferrari 275 GTB выпуска середины 1960-х гг. с ее крупными формами и карикатурно длинным капотом, под которым спрятан 12-цилиндровый двигатель. Эту модель снимали в знаменитом фильме 1968 г. “Афера Томаса Крауна”, а также в картине 1970-х гг. “Новый лист”.

С 1964 по 1967 г. Ferrari выпустила 750 таких моделей. Конечно, обычному покупателю все они покажутся совершенно одинаковыми. Одни только знатоки ведают, что у каждой из них свои особенности. Поэтому цена машины может взлететь или опуститься на сотни и даже тысячи долларов. Первый вопрос, который коллекционеры задают по поводу 275-й модели, связан с числом клапанов. Сколько у данной машины клапанов на цилиндр – два или четыре? Автомобили с четырьмя уходят за $450 000. Модели же с двумя клапанами стоят вдвое дешевле. Интересует коллекционеров и количество карбюраторов. Машина с тремя карбюраторами стоит дешевле, за автомобиль с шестью надо доплачивать лишние $25 000. Есть также модели с длинным и коротким носом, причем за длинный нос надо тоже выкладывать дополнительные $25 000. Кроме того, Ferrari выпустила 12 версий competizione, корпус которых сделан из легкого металла. Сейчас эти машины продают по цене от $1 млн до $1,5 млн. А три уникальные гоночные модефикации Le Mans вообще стоят $5 млн каждая.

Интерес коллекционеров к тем или иным машинам может падать или расти, но есть факторы, которые однозначно способствуют успеху определенной модели у потребителей. Это прежде всего появление автомобиля в популярном фильме. Так, в этом году на американском телевидении был показан фильм, снятый по мотивам знаменитого сериала 1970-х гг. “Старcки и Хатч”. В съемках была задействована модель Ford Torino 1976 г. выпуска. После показа картины на интернет-аукционе eBay две такие машины были проданы за $20 000. Интересно, что годом ранее этот автомобиль продавался в три раза дешевле.

Старые автомобили выигрывают и от выпуска новой современной модели с таким же названием. Например, в течение трех лет до того, когда BMW начала в 2002 г. продавать обновленные модели Mini Cooper S, цены на оригинальные Mini 1960-х гг. выросли на 56% до $19 500. В нынешнем году лучшие модели этой машины продаются уже за $22 000.

Возможно, совсем скоро такая же участь постигнет старые Chevrolet Corvette. Донна Сэндовал из Национальной ассоциации владельцев Corvette утверждает, что “старые Corvette уже с января пользуются повышенной популярностью на рынке”. Это началось после того, как Chevrolet показала обновленную модель Corvette 2005 г. на Детройтском автосалоне. А Майк Вьетро, ремонтирующий и продающий старые Corvette, говорит, что в последний раз коллекционеры так же активно интересовались этой моделью в 1997 г., когда в продажу поступила последняя обновленная версия. “Новая машина привлекла внимание к старым”, – констатирует он.

Дело вкуса

Тем не менее успех и популярность – удел далеко не всех старых автомобилей, продающихся сегодня на рынке. Иногда даже невозможно объяснить, почему та или иная модель не вызывает восторга у покупателей. К примеру, бухгалтер на пенсии из Нью-Джерси Эдвард Геллер полагал, что его итальянская спортивная машина имеет все шансы завоевать рынок. Ее изящный корпус и мощный гоночный двигатель должны были покорить многих коллекционеров, но почему-то этого не произошло. Он много раз перекрашивал свою машину, полностью восстановил ее двигатель и заново обил салон. Но автомобиль все равно не продавался. Причем речь идет не о Ferrari за четверть миллиона долларов, а об Alfa Romeo Montreal 1973 г. выпуска. Ее оценочная стоимость – $16 000, но потенциальные покупатели предпочитают истратить такую сумму на новую Hyundai Sonata.

Однако владельцы плохо продающихся автомобилей не спешат расстраиваться. “Кажется, я никогда не сделаю денег на моей машине”, – говорит Геллер. Но это его не слишком беспокоит. Он гордится своей машиной и считает, что она “круто” выглядит на дороге. “Зачем продавать машину, которую любишь?” – вопрошает он. (WSJ, 17.09.2004, Мария Подцероб)