Давайте жить дружно


Симфония “Властелин колец” – продукция абсолютно фанатская, лежащая где-то между Мордорскими хрониками, собранными Кристофером Толкиеном из записок на манжетах своего отца, и компьютерной игрой “Возвращение короля”. Тем не менее симфоническая адаптация саундтрека, в ряду других мерчандайзинговых продуктов паразитирующая на успехе картины Питера Джексона, была представлена не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском дворце.

Симфония выглядит сумасшедшей киноманской мечтой. Увидеть, как музыку из твоего любимого фильма играет Национальный филармонический оркестр России. Услышать сводный хор из 150 человек, поющий на эльфийском языке. Правда, по реакции зала казалось, что более половины зрителей не только не читали книгу, но и не видели картину. И для них симфония была совершенно лишена внутреннего смысла.

На экран, установленный высоко над сценой, проецировался видеоряд. Но не посвященные в перипетии сюжета зрители зря на него надеялись. Даже автор этих строк, пересмотревший всю трилогию накануне, не всегда понимал, что происходит на экране. Во-первых, десять часов фильма надо было уложить в двухчасовую симфонию, поэтому сюжет отразился в ней практически конспективно. Во-вторых, видеорядом служили рисунки Алана Ли и Джона Хоува, толкиеновских иллюстраторов. Эти картинки представляют собой оригинальный концепт-дизайн, использовавшийся непосредственно для фильмов Джексона. Поэтому лиц персонажей практически нет (кроме Горлума) и внимание иллюстраторов распределяется по сюжету неравномерно.

Если хор пел по-эльфийски, то в оркестр попали помимо академических нестандартные инструменты – тибетская и китайская перкуссия, старинная ирландская фидель. Солистка Сиссел выступала только во втором отделении, которое оказалось заметно лучше первого, не в последнюю очередь благодаря ей. Сиссел исполнила пять разных партий пяти разных персонажей, в том числе спела песню Into The West, которую в фильме исполняла Энни Леннокс (эта песня получила премию “Оскар”). Норвежская певица Сиссел (как и, к примеру, Эмма Чаплин) входит в когорту оперных поп-певцов. Среди звезд таких всего несколько – люди с оперными голосами, выступающие как с классическим, так и с популярным репертуаром, и таким образом привлекающие к себе внимание публики и прессы. Говард Шор написал музыку более чем к 70 фильмам, но симфония “Властелин колец” – первая его работа такого рода. Сочиняя музыку по классическим лекалам и дирижируя Национальным филармоническим оркестром, он остается человеком от кинематографа. Главная заслуга симфонии и ее автора – вклад в интеграцию искусств. Сложно представить себе более разные области искусства, нежели симфоническая музыка и блокбастер “Властелин колец”. Классика кажется скучной любителям эльфов и орков, а посетители консерватории не рвутся смотреть фильм, собравший в мировом прокате более миллиарда долларов. Составив симфонию из саундтрека, Говард Шор поработал на сужение этой пропасти.