Не уберегли


В мае 2004 г. Путин в послании Федеральному собранию предложил правительству использовать в 2005 г. лишние деньги из стабфонда на погашение внешнего долга и возможную брешь в Пенсионном фонде из-за снижения ЕСН. Расходы согласно федеральному бюджету должны были составить 168 млрд руб. и 74,7 млрд руб. соответственно. Однако, как сообщил “Ведомостям” источник в Белом доме, в декабре на закрытых совещаниях в Белом доме чиновники высказывали опасения, что около 200 млрд руб., заложенных в бюджете на монетизацию льгот, может не хватить. Тогда были подготовлены поправки в БК, разрешающие тратить средства стабфонда сверх “несгораемой” суммы в 500 млрд руб. на цели, не предусмотренные бюджетом-2005. “Поправки носят сугубо технический характер, но фактически дают правительству возможность закрыть амбразуру социальных протестов [монетизации льгот]”, – поясняет чиновник Белого дома. Правительство не рассматривало официально текст поправок – они находятся в администрации президента. Кремлю же непросто принять “принципиальное решение” и отказаться от фундаментальной цели стабфонда как гаранта экономической безопасности в пользу текущих нужд, полагает чиновник. Еще два источника в аппарате правительства подтвердили “Ведомостям”, что вариант изъятия средств из стабфонда на выплаты бывшим льготникам “обсуждается”. В частности, говорит один из них, деньги могут отдать регионам, “на шее” которых остался 21 млн льготников.

Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович говорит, что “теоретически использование средств стабфонда [на дополнительные выплаты льготникам] возможно” – в случае если покрыть расходы не получится из других источников (сокращение расходов, дополнительные заимствования, дополнительная приватизация).

Руководитель департамента Минфина Михаил Моторин отказался от комментариев, заявив, что трата стабфонда на социальные выплаты – “политический, а не экономический вопрос”. Замминистра экономического развития Андрей Шаронов полагает, что таким образом чиновники стремятся “захеджироваться”, поскольку вопрос монетизации льгот оказался очень чувствительным для населения. Лично Шаронов считает неправильным менять стратегию расходования стабфонда и надеется, что залезать в него из-за монетизации льгот не понадобится. Да и в Белом доме не все готовы поддержать идеи коллег. “Это просто проедание запасов и ничего не даст, кроме толчка инфляции”, – возмущается высокопоставленный чиновник правительства. Другой его коллега говорит, что проблемы со льготами “финансово” легко решались бы за счет денег от продажи “Юганскнефтегаза”. Это около $9,35 млрд (260 млрд руб.), но “этих денег придется ждать еще долго”, констатирует чиновник (см. статью на странице А1).

“Средства в стабфонде копятся, а в структуре экономики ничего не меняется”, – возражает старший консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин. По его мнению, исходя из этого, президент может пересмотреть стратегию расходования стабфонда. Но это, убежден член бюджетного комитета Думы Михаил Задорнов, не позволит сохранить “нефтяной резерв” как фонд будущих поколений, деньги которого можно инвестировать в образование и общенациональные проекты.