Тяга к форсажу


Майкл Хиггс, совладелец сети автомастерских Velocity Motosports в городе Сейнт-Пол, штат Миссури, говорит, что уже два года продажи растут на 18–20% в основном благодаря спецзаказам.

Оборот компании Velocity в 2003 г. составил $1,7 млн. Теперь она сотрудничает с 25 автодилерами, которые обращаются к ним со спецзаказами: опустить подвеску автомобиля, установить специальную выхлопную систему или DVD-проигрыватель или украсить кузов языками пламени.

За последние годы тюнинг автомобилей стал одним из течений американской поп-культуры. В нем есть несколько направлений, каждое из которых имеет свой стиль и жаргон. Мода на навороченные автомобили растет под влиянием СМИ, в особенности кинохитов, видеоклипов, компьютерных игр и ставших недавно популярными телевизионных программ, посвященных переделке автомобилей.

Такие программы, как Overhaulin (“Переборка”) канала TLC, в которой переделывают мощные автомобили, и “Тачка на прокачку” канала MTV, в которой разваливающиеся машины превращают в произведения дизайна, служат постоянной рекламой рынку автомобильных аксессуаров объемом $29 млрд. Теперь все, начиная от знаменитостей и участников хип-хоп-тусовки и заканчивая подростками из пригородов и даже их отцов, атакуют небольшие дизайнерские автомастерские.

“При всей своей развитости эта сфера услуг представлена небольшими фирмами, – говорит Питер МакГиллаврэй, вице-президент по маркетингу Ассоциации рынка специализированного оборудования (SEMA), – поэтому такая национальная или международная огласка (в СМИ) имеет для них важные последствия”.

Когда-то переделкой автомобилей занимались лишь механики и автолюбители, помешанные на мощных машинах своей молодости. Теперь тюнингом заинтересовались почти все. В самом деле, согласно SEMA, продажи специализированных аксессуаров для автомобилей, таких как Honda Civic, в 2003 г. составляли до $3,2 млрд – на 35% больше, чем в предыдущем.

Кроме того, по словам МакГиллаврэя, с запуском ретромоделей, таких как Ford Mustang GT 2005, Corvette, снова возрос интерес к переделке традиционных старых автомобилей.

В результате за считанные месяцы оборот некоторых новых автомастерских возрос на 60%. Кристофер Сондлс, автолюбитель со стажем, в прошлом менеджер по продажам автозапчастей, занялся переделкой автомобилей, начав с классического Mustang образца 1966 г., чтобы скопить денег на итальянский ресторан, который он хотел открыть вместе со своей женой – шеф-поваром. Через полтора года ресторан закрылся, зато побочный бизнес Сондлса – автомастерская в городе Брайт, штат Индиана, процветает.

“Спустя шесть месяцев я нанял моего первого работника на полную ставку и построил рядом с домом мастерскую размером девять на девять метров”, – говорит 33-летний Сондлс. Его мастерская Woody’s Hot Rodz теперь занимает помещение площадью более 300 квадратных метров. В ней работают четыре человека, включая 21-летнего, который отвечает за спортивные машины – рынок, на который Сондлс хочет выйти. Сейчас мастерская выполняет восемь заказов, и еще восемь заказов ждут своей очереди.

Среди его клиентов вышедший на пенсию президент банка, мультимиллионер, а также владельцы мелких фирм, включая одного подрядчика.

“Они обращаются к нам под влиянием телевидения, – говорит Сондлс. – В 30-минутной программе все выглядит так просто, а на самом деле это работа на 1000 часов”.

Полное воссоздание автомобиля в старом кузове может занять примерно столько времени. Выполнение стандартного заказа занимает 400–500 часов. Учитывая почасовую оплату – $40 в час и стоимость материалов, некоторые заказы тянут на $40 000. “Зависит от того, что требуется сделать”, – говорит Сондлс.

Совсем другую историю рассказывает 28-летний Джон Крейден, который вместе с молодыми партнерами открыл мастерскую Triple-Seven Perfor-mance. Они получают большую часть выручки, выполняя заказы для старшеклассников. Те ездят в школу на импортных спортивных автомобилях, купленных им родителями. Как говорит Крейден, старшеклассники приходят в мастерскую с просьбами выполнить то, что они не могут сделать сами. По его подсчетам, с момента открытия в середине января они выполнили заказов на $250 000. Телевидение “значительно расширило спрос”, утверждает Крейден. “Если раньше мы выполняли на $300 заказы на перекраску, то теперь средняя сумма заказа составляет $4000, и это вдвое ниже того, что платят в больших городах, таких как Майами”.

Для клиентов Уилла Кастро деньги не имеют большого значения. Его мастерскую Unique Auto Sports в Холбруке, штат Нью-Йорк, посещают знаменитости – певец Марк Энтони, рэппер Вайклиф Джин, члены футбольной команды New York Jets.

И в самом деле, именно его клиенты – знаменитости хип-хопа – сумели создать на рынке ажиотаж. “Есть серьезная причина, по которой мы считаем хип-хоп двигателем этого рынка. Знаменитости любят выставлять свое богатство напоказ, например переделывая свой автомобиль”, – утверждает Генри Ли, менеджер интернет-сообщества CarDomain.com.

Однако не так просто сказать, надолго ли хватит интереса к тюнингу автомобилей. “Вкусы публики переменчивы”, – говорит Дейв Леонард, основатель и гендиректор компании – производителя запчастей, Original Parts Auto Group, одного из основных спонсоров шоу Ovehauling. “Если интерес начнет угасать, – говорит он, – такие машины вновь приобретут статус культовых. Но в любом случае сейчас он очень велик”. (WSJ, 13.01.2005, Анастасия Садовая)