“Авиатор” вышел в дамки


“Золотые глобусы” – премия странная. Голливудская Ассоциация иностранной прессы – организация темная и кастовая (в Америке, о чем “Ведомости” писали, даже сняли про нее разоблачительный телефильм). Тем не менее звезды гордятся полученными “Глобусами”, валом валят на церемонию (в этот раз ее посетили губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, Клинт Иствуд, Дастин Хоффман, Леонардо Ди Каприо, Мерил Стрип, Кейт Уинслет, Орландо Блум, Джонни Депп и др.), а сама премия имеет устойчивую славу генеральной репетиции “Оскара”. Кто в дамках здесь – тот, мол, будет и там.

Это ерунда уже хотя бы потому, что у “Оскара” 24 номинации, а у “Золотого глобуса” (не считая специфических телевизионных) всего 13, да и те не совсем такие, ведь оскаровцы присуждают лишь по одной статуэтке в номинациях “лучший фильм”, “лучшая мужская” и “лучшая женская роли”, а глобусовцы – по две, отдельно оценивая работы в жанре “драма” и жанре “комедия или мюзикл”. Как они их разделяют? Почему мрачненький философский фильм с Уинслет и Джимом Керри “Вечное сияние чистого разума” оценивался в этот раз по разделу “комедия/мюзикл”? Спрашивайте их. А, например, “Страсти Христовы” Мела Гибсона глобусовцами и вовсе не рассматривались. Знаете почему? Потому что фильм снят не по-английски, а на древних арамейском и вульгарной латыни, и значит, он не стопроцентно голливудский.

Тем не менее за последние 10 лет только раз случилось так, чтобы фильм, взявший “Глобус” как лучшая драма или лучшая комедия/мюзикл, не стал бы потом и главным оскаровским триумфатором (другое дело, что в актерских номинациях это правило часто не срабатывает). Неофициально “Глобусы” за лучшую драму расцениваются выше. Поэтому считается, что основной успех выпал сейчас на долю “Авиатора” классика из классиков (до сих пор обделенного “Оскарами”) Мартина Скорсезе. Фильм о судьбе легендарного эксцентричного миллиардера Ховарда Хьюза (выйдет у нас 3 февраля) получил три “Глобуса” как лучшая драма, за лучшую мужскую роль в драме (Леонардо Ди Каприо) и лучшую музыку.

Но оскаровским соперником “Авиатора” способен стать фаворит критики американской – до сих пор не купленный нашими прокатчиками фильм “На обочине” (Sideways): трагикомедия о “кризисах среднего возраста”. Он отхватил второй главный “Глобус” как “лучшая комедия или мюзикл” и статуэтку за сценарий. Другой очевидный соперник Скорсезе и Ди Каприо – нестареющий мэтр Клинт Иствуд, снявший после “Таинственной реки” фильм про боксершу “Девушка на миллион долларов” (и снова то же безобразие: выпустят ли фильм у нас, пока неясно): “Глобусы” как раз и достались Иствуду за лучшую режиссуру и сыгравшей боксершу Хилари Суонк – за лучшую женскую роль в жанре драмы.

Параллельные призы за лучшие актерские работы, но в жанре комедии или мюзикла, как и ожидалось, получили Джейми Фокс (сыгравший джазмена Рэя Чарлза в выходящем у нас на этой неделе фильме “Рэй”) и Аннет Бенинг за уже знакомый нам “Театр” (знакомый в том числе и по интервью Бенинг, напечатанному в “Ведомостях” 28 декабря).

Упомянем прочие призы (роли второго плана – актеры из “Близости” Клайв Оуэн и Натали Портман, песня – Мик Джаггер за композицию Old Habits Die Hard из картины “Красавчик Алфи” – оба фильма см. в феврале). А более подробно рассмотрим битву за последнюю, 13-ю, статуэтку – “лучшая иноязычная картина”. Расклад в этой номинации был для нас любопытен, поскольку на “Оскара” на первоначальном этапе – по рекомендациям самих стран – выдвинуты сразу две наши картины: от России – “Ночной дозор”, от Украины – “Водитель для Веры”.

Глобусовцы не включили их в число своих претендентов, и это дурной знак. Тем более что список иностранных номинантов оказался редкостно эффектным – в такой ряд поди встройся: китайский “Дом летающих кинжалов” (см. с этой недели), уже вышедшая у нас с репутацией “Амели-2” французская “Долгая помолвка”, бразильский “Дневник мотоциклиста”, в котором модный актер Гаэль Гарсия Берналь сыграл юного Че Гевару, плюс еще одна фестивальная сенсация 2004-го – “Внутреннее море” испанца Алехандро Аменабара (автора супертриллера “Другие”). Знаменитый европейский актер Хавьер Бардем сыграл здесь парализованного человека, отстаивающего перед судом право на эвтаназию – добровольную смерть. Многие ставили на “Дом летающих кинжалов”. Но победило “Внутреннее море”. Интриги, однако.

Номинантов на “Оскара” объявят через неделю. Оскаровская церемония состоится 27 февраля.