Акцизная смута закончена


31 декабря прошлого года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому с 1 января этого года российские производители натуральных вин обязаны наклеивать на свою продукцию лишь федеральные акцизные марки. Однако по действующему закону, регулирующему производство и оборот алкогольной продукции, вина можно продавать при наличии еще и региональной акцизной марки. Весь январь оптовики и производители вин пребывали в замешательстве: оба закона находились в силе. Получилось, что дистрибьюторы и розничные точки не могли продавать вино с двумя акцизными марками, сетовал председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

Вчера состоялась встреча замминистра сельского хозяйства Александра Козлова с представителями МВД, Федеральной налоговой службы и Роспотребнадзора, на которой чиновники решили судьбу виноделов. В официальном письме, копия которого находится в распоряжении “Ведомостей”, говорится, что с 1 января 2005 г. оптовики и розница могут продавать вина, приобретенные после 31 декабря 2004 г., маркированные только федеральной специальной маркой. Что касается реализации вин, приобретенных до 1 января, чиновники все-таки обязали оптовиков наклеивать обе марки – и федеральную, и региональную.

Пока ситуация оставалась без разъяснения, производители вин несли серьезные убытки и многие из них были вынуждены остановить производство.

Из-за проблем с акцизами петербургское предприятие “Северная Венеция”, специализирующееся на производстве игристого вина, в январе работало только на 15% своей мощности, говорит Сергей Дубленников, директор по продажам компании.

Однако большее беспокойство, по его словам, вызывают проблемы с подписанием контрактов с дистрибьюторами на 2005 г. “С частью дистрибьюторов пришлось вести дополнительные переговоры, с некоторыми из них договоры до сих пор не подписаны”, – говорит он. “Если ситуация с поставщиками не изменится в ближайшие 10 дней, боюсь, наверстать те объемы недопроизводства в течение года уже не удастся”.

Из-за проблем с акцизами производство вина также было полностью остановлено в петербургской компании “Дагвино”. Менеджер по маркетингу и рекламе “Дагвина” Петр Братский говорит, что компании пришлось менять ассортиментную матрицу в торговых сетях, в то время как исчезнувшие позиции на полке заняли марки иностранных производителей.

Валерий Логинов, президент Союза виноградарей и виноделов, оценивает потери производителей вин с начала января в 1 млрд руб. По его оценкам, производители с начала года не смогли продать от 30% до 50% своей продукции.

Впрочем, неразбериха с акцизами оказалась на руку импортерам вина.

По словам президента корпорации “Петербургская широта” Дмитрия Хорошева (его компания импортирует вина из Молдавии, Болгарии, Франции, Испании и Венгрии), за счет отсутствия предложения со стороны отечественных производителей в январе его компании удалось увеличить объем договоров на поставку иностранных вин в торговые сети примерно на 20%. “Мы не рассчитываем на резкий рост продаж в связи с этой ситуацией. Ситуация временная, и продажи отечественных производителей, конечно, скоро вернутся на прежний уровень”, – уверен он.