“Джинса” для Буша


Вчера группа конгрессменов-демократов опубликовала доклад, посвященный расходам республиканской администрации Джорджа Буша на PR своих политических инициатив в американских СМИ. По данным конгрессменов, в 2004 г. (год президентских выборов) Белый дом потратил на услуги PR-агентств более $88 млн казенных средств. При этом часть средств была потрачена на “скрытый” PR.

Пример такой “джинсы” привел в эфире CNN в среду корреспондент Washington Post Говард Куртц. По его информации, консервативный колумнист Мэгги Галлахер, работающая в Universal Press Syndicate, получила в 2002 г. $21 500 от Министерства здравоохранения США за поддержку инициатив Буша, направленных на увеличение числа браков. Выступая в различных печатных изданиях и по телевидению в поддержку планов администрации, она не упоминала о своем контракте. Однако сама Галлахер в своем заявлении, распространенном в среду рядом СМИ, написала: “Мне не платили за пропаганду браков […] Мне платили за определенные исследования и литературные продукты […] которые я производила”. Она также заявила, что “сообщила бы [своим читателям о контракте] если бы помнила о нем”. Еще больший скандал возник вокруг Армстронга Уильямса, обозревателя, работающего на медиахолдинг Tribune Co, и одновременно – владельца собственного небольшого PR-агентства. Оно получило контракт от Министерства образования США стоимостью $240 000 на популяризацию инициатив администрации Буша по реформе школ. После этого Уильямс выступил в поддержку реформы в серии телепередач и газетных колонок, нигде не упомянув о своих связях с министерством. Федеральная комиссия по связи США уже начала расследование деятельности Уильямса.

По мнению председателя совета директоров группы консалтинговых компаний “Никколо-М” Игоря Минтусова, скандал, с одной стороны, “не красит администрацию Буша”, а с другой – “свидетельствует о наличии в американском обществе механизмов по борьбе с черным PR”. А Алексей Волин, работавший в 2000–2003 гг. заместителем руководителя аппарата правительства, говорит, что “практика осуществления направленных публикаций характерна не только для США, но и для многих других стран”.

Минтусов не исключает, что помимо заказных публикаций на внутриамериканские темы в американской прессе могут размещаться материалы и по проблемам внешней политики, в том числе по российско-американским отношениям. А Джон Самплс из CATO Institute уверен, что “многие из американских журналистов, пишущие о России, получали деньги от правительства в виде стипендий или по другим каналам”. В то же время Самплс подчеркивает, что ему неизвестны случаи, чтобы “деньги выплачивались напрямую за поддержку какой-либо политической инициативы администрации”. А Волин обращает внимание на значительное количество публикаций явно пропагандистской направленности в американских СМИ в начальный период военной кампании США против Ирака в 2003 г.

Группа конгрессменов-демократов уже выступила с законопроектом о запрете проведения PR-кампаний за госчет. Однако Самплс сомневается что он даст какой-то серьезный эффект, даже если его примут. К этому методу укрепления своих позиций прибегали как республиканцы, так и демократы, напоминает эксперт. Поэтому полное прекращение этой практики невыгодно никому, сетует Самплс.

На пресс-конференции в среду Буш заявил, что потребует от членов своей администрации прекратить практику денежных выплат журналистам, поддерживающим политику Белого дома.