ВЕКТОР


Предусмотрительный “Мечел”

“Скупаем угольные компании оптом и в розницу!” – под таким девизом действует Стальная группа “Мечел”. На днях группа за $411 млн купила госпакет (25% + 1) акций “Якутугля”, а вчера объявила о намерении принять участие в намеченных на первое полугодие аукционах на разработку 22 угольных месторождений в Кемеровской области. Главный акционер “Мечела” Игорь Зюзин давно неравнодушен к углю. Он начинал бизнес с торговли углем и дебютировал в качестве собственника тоже на угольном рынке. Вслед за угольными активами Зюзин прикупил и много металлургических комбинатов (они и были впоследствии объединены в группу “Мечел”), но горнорудный бизнес продолжает приносить ему больший доход, чем продажа стали. По данным “Мечела”, в этом году EBITDA Стальной группы составит $1,32 млрд. $974 млн из этой суммы составит прибыль горнорудных предприятий и только $132 млн – предприятий металлургических.

Торговля углем сейчас сверхприбыльный бизнес – при себестоимости тонны коксующегося угля в $25 ее экспортная цена составляет $100. Но агрессивная скупка “Мечелом” угольных активов продиктована не только этим. Цель “Мечела” сейчас не столько скупить угольные компании, сколько помешать сделать это металлургам. Многие из них не обладают угольной базой и находятся в зависимости от поставщиков угля. И если “Мечел” приобретет свободные угольные активы, он сохранит зависимость металлургов от своих поставок. А эта зависимость – сильный аргумент при разрешении споров, возникающих между металлургическими компаниями.

Начать с себя

Внешторгбанк становится все более частым гостем на долговом рынке. По словам первого зампреда ВТБ Вадима Левина, внешний долг банка – около $2 млрд. При этом госбанк поражает разнообразием способов привлечь деньги на Западе, многие из которых российские компании до сих пор не использовали.

В прошлом году ВТБ ограничился обычными евробондами и нотами с плавающей ставкой, заняв примерно $1,7 млрд. Теперь ВТБ задумал разместить субординированные евробонды. До сих пор наши заемщики такие бумаги не выпускали – привлеченные средства учитываются при расчете капитала банка, но держатели бондов в случае дефолта получат деньги в числе последних. Сделка минимум на $500 млн должна быть закрыта на следующей неделе. А вчера ВТБ сообщил о завершении размещения дебютного выпуска однолетних долговых обязательств с Schuldscheind-arlehen (SSD) на 130 млн евро. SSD – традиционный для рынков Австрии и Германии инструмент – комбинация кредита и долговой расписки, которая выпускается на всю сумму кредита при его получении. Скорее всего, это не последний сюрприз от ВТБ.

Не совсем ясно, зачем нужно такое разнообразие, ведь деньги госбанку готовы ссудить и без таких изысков. Вероятно, имиджевая составляющая играет не последнюю роль. Еще недавно планы ВТБ занять серьезное место на рынке инвестбанковских услуг вызывали у конкурентов улыбку. Теперь им не до смеха. ВТБ на собственном примере показал, на что способен, и скоро может предложить свои услуги заемщикам.

Бесшумное общение

Нередко звонок сотового телефона застает нас, когда мы не можем ответить. Если это случилось в кинотеатре или на концерте, где телефон рекомендуется выключать, чтобы не мешать окружающим, то эта проблема еще решаема. Можно осторожно выйти и перезвонить. Во время важных деловых встреч, когда никак не получается в ближайшее время даже перезвонить, потерянный рабочий звонок может стоить весьма дорого: люди могут потерять хорошего клиента, не успеть исправить какую-то ошибку и, наконец, понести финансовые убытки.

Способ решения проблемы недавно нашли в Израиле. Одна из компаний предлагает вкладывать в сотовый аппарат некий стандартный набор голосовых фраз: “Перезвоню позднее” или “Нашу встречу придется отложить на пару часов”. Получив звонок, пользователь может выбрать и послать записанный им в телефон заранее ответ, который не нарушит тишины. Необходимость такого общения не должна вызвать сомнения у абонентов, поэтому, скорее всего, идея распространится по всему миру очень быстро.