Российская анимация выходит из кризиса


К юбилейному фестивалю аниматоры удостоились даже приветствия президента, хотя прежде главный смотр отечественных мультфильмов, сделанных за прошедший год, существовал как бы на периферии интереса и публики, и государства. Публику можно понять: даже то небольшое количество картин, которое создавалось на руинах советской анимации, и то негде было увидеть. За последние два-три года ситуация стала меняться: государство немного развязало кошелек, да и фильмов стало больше – к профессиональным аниматорам присоединилось огромное количество любителей, художников-одиночек, делающих свои картины не на студиях, а на домашних компьютерах. Поэтому несколько лет назад фестиваль, в конкурсной программе которого прежде показывали все сделанные за прошедший год отечественные мультфильмы, создал отборочную комиссию, которая оставляла за пределами соревнований фильмы, “находящиеся на стадии освоения языка анимации”. Потом отбор стал вестись еще строже, и тем не менее в этом году, как объявили организаторы, в конкурсную программу вошло рекордное количество фильмов – 44. Их общее время показа – более 10 часов.

В последние годы во всем мире анимация (особенно полнометражная и телевизионные сериалы) стала считаться очень доходной. Нашим студиям прежде было не под силу сделать собственные большие проекты, и только в этом году программа фестиваля наконец-то демонстрирует, что и мы включились в общий процесс. На Х Открытом фестивале покажут целых три сделанных в прошлом году полнометражных фильма – “Щелкунчик”, “Незнайка и Баррабасс” (решение о его участии еще не окончательно) и “Алеша Попович и Тугарин Змей”. Причем последний фильм, по словам президента Фонда Ролана Быкова Армена Медведева, в первую рождественскую неделю побил по сборам все зарубежные мультфильмы, выпуск которых был приурочен к тем же дням школьных каникул.

Еще более интересный проект, часть которого покажут в Суздале, – это первые 11 фильмов давно задуманного сериала “Гора самоцветов” по сказкам народов России. Студия “Пилот” решилась на невероятную вещь: она затеяла традиционный телевизионный сериал (52 серии – по одной в неделю), но делать каждый из фильмов отдала не на усредненную “поточную сборку”, а лучшим отечественным аниматорам. Уже готовы картины знаменитостей: Александра Татарского и Валентина Телегина, Михаила Алдашина, Константина Бронзита (который сделал и “Алешу Поповича”), увенчанных многими наградами Натальи Березовой, Елены Черновой, Андрея Кузнецова и других.

Как всегда, в отдельной программе покажут прикладную анимацию: рекламные и музыкальные клипы, заставки к программам и компьютерным играм. Но в этом году решено отдельный конкурс по прикладной анимации не проводить, как делалось раньше, – показ будет чисто информационным.

И еще одна новость: Rambler Vision (http://vision.rambler.ru) устраивает конкурс зрительских симпатий, предлагая посетителям портала первыми увидеть и проголосовать за фильмы конкурсной программы (правда, показаны будут только фрагменты из них). На закрытии суздальского фестиваля вместе с призами жюри будет вручена и премия Rambler Vision. Но более всего в глазах аниматоров-профессионалов ценится традиционный приз Открытого фестиваля – три оформленные Александром Татарским разделочные досочки с автографами мастеров. Их дают авторам тех фильмов, которые получили 1-е, 2-е и 3-е место во всеобщем рейтинговом голосовании участников фестиваля. Приз, который присуждается практически всем анимационным цехом, дорогого стоит.