Госдеп озабочен


Соглашение о поставках российского оружия было подписано во время визита в Россию венесуэльского президента Уго Чавеса в октябре прошлого года. По словам источника в “Рособоронэкспорте”, общая стоимость сделки составляет около $150 млн, в список поставляемого оружия помимо 100 000 автоматов АК-101 и АК-103 входят 10 вертолетов (пять Ми-24, четыре Ми-17 и один Ми-26), а также запасные части к ним и боеприпасы. Кроме того, продолжаются переговоры о поставках гораздо более крупной партии оружия общей стоимостью до $500 млн, в которую могут быть включены истребители МиГ-29СМТ.

В минувший четверг заместитель пресс-секретаря госдепартамента США Адам Эрели объявил журналистам о недовольстве США предстоящей поставкой Венесуэле российских автоматов. “Мы серьезно озабочены в отношении того, как Венесуэла будет хранить это оружие, а также те автоматы, которые она заменит на новые”, – заявил Эрели. По его словам, автоматы могут в итоге оказаться в руках Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) – повстанческой группировки, давно ведущей войну с колумбийским правительством. США подозревают, что венесуэльские власти помогают FARC. Эрели также рассказал, что администрация США уже несколько раз безрезультатно обращалась к российским властям с просьбами отказаться от сделки.

Эстафету Эрели в пятницу подхватил американский посол в Венесуэле Уильям Браунфилд, призвавший обеспечить “прозрачность” в использовании российского оружия, заметив попутно, что количество закупаемых автоматов больше, чем численность венесуэльских вооруженных сил.

Россия и Венесуэла в пятницу заявили о намерении соблюдать условия сделки, несмотря на американское давление. Министр обороны России Сергей Иванов, находившийся на конференции НАТО в Мюнхене, заявил в интервью “Интерфаксу”, что “Венесуэла не находится под какими-либо международными санкциями в области ВТС”, а потому “как мы поставляли в Венесуэлу автоматы, так и будем поставлять”. В официальном комментарии Департамента информации и печати МИД России высказывания Эрели названы “тенденциозными и необоснованными”.

Чавес, комментируя заявление Браунфилда, заметил, что у США нет права требовать от Венесуэлы “прозрачности” в использовании оружия. Кроме того, он назвал США “террористическим государством”, которое “разбомбило Ирак, не заботясь ни о какой прозрачности”. А вице-президент Венесуэлы Винсенте Рангель предположил, что недовольство Вашингтона связано с тем, что “это вооружение закуплено в России, а не в США”.

“Заявления о возможности появления российских автоматов у повстанцев FARC выглядят надуманными”, – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, FARC, получающий значительные доходы от наркобизнеса, “может позволить себе любое стрелковое оружие, какое захочет, и никакие сделки с венесуэльскими военными для этого не нужны.” Целью американского заявления, по мнению Пухова, являются усиление международной изоляции Чавеса и срыв новых поставок в Венесуэлу российского оружия, прежде всего МиГ-29СМТ. С Пуховым согласен директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭМО РАН Борис Шмелев. Российско-венесуэльское ВТС вызывает раздражение США, поскольку означает укрепление политических связей России с режимом Чавеса, считает эксперт. Шмелев не исключает, что проблема Венесуэлы будет поднята на встрече Владимира Путина и Джорджа Буша 24 февраля в Братиславе.