Рынок рекрутинга в Самаре: Без помощи рекрутеров


В начале 90-х гг. в России рекрутмент был новым видом сервиса для российского рынка. “Тогда российские предприниматели, не понимая значения профессионального подбора персонала, формировали свои команды из родственников и знакомых, поэтому нашими первыми клиентами были преимущественно западные компании”, – говорит Натальи Клентак, PR-менеджер рекрутинговой компании “АНКОР”.

Крупные российские компании, ориентированные на западные методы работы, только в последние 2–3 года стали обращаться к специализированным агентствам, добавляет директор кадрового агентства “Альянс” Ирина Писайкина. Среди них она называет “МСС-Поволжье” и “Перекресток”. С ней соглашается и Клентак из АНКОРа. Иностранцы обеспечивают до 40% заказов в агентстве “Сенат” и до 10% в “Альянсе”. Сейчас в Самаре крупнейшими клиентами кадровых агентств являются представительства Nestle, Coca-Cola, Pepsi-Cola, “GM-АвтоВАЗ”, Colgate и Procter & Gamble.

Но появлению иностранных работодателей в Самаре не рады российские компании. У нас появились очень серьезные конкуренты на рынке труда, говорит Сергей Осипов, начальник управления по персоналу компании “СМАРТС”. “Иностранные компании очень хорошо понимают, что за подбор персонала надо платить, и могут позволить себе купить специалиста дороже”, – сетует он.

В российских компаниях практика подбора персонала пока не стала массовой. Кадровая политика в компании во многом зависит от менталитета топ-менеджмента или собственников. “Руководитель российской компании может самостоятельно подбирать менеджмент, а западному руководителю заниматься этим некогда”, – полагает Осипов из СМАРТСа.

“МСС-Поволжье” около 80% вакансий закрывает усилиями собственной кадровой службы, рассказывает начальник отдела управления персоналом компании Владимир Филатов. Он считает, что собственной базы данных вполне хватает для поиска нужных специалистов, а к услугам кадровых агентств компания прибегает чаще всего тогда, когда единовременно требуется закрыть большое количество вакансий.

СМАРТС также ведет свою базу данных специалистов, а к кадровым агентствам обращается очень редко – только в тех случаях, когда своими силами их найти не удается, вторит Осипов. “Имея квалифицированную кадровую службу и банк данных, на услугах рекрутеров можно сэкономить”, – считает он.

В кондитерском объединении “Россия”, которое вошло в состав группы Nestle в 1995 г., служба по работе с персоналом закрывает около 85% вакансий, а в 15% случаев сотрудников находят кадровые агентства – в первую очередь АНКОР и Kelly Services. По словам директора по персоналу “России”, наиболее эффективный канал для поиска специалистов – это работа с вузами (встречи с деканами и со студентами нужных специальностей), а для привлечения рабочих кадров – объявления по телевидению.

А начальник отдела кадров одной из самарских компаний со штатом около 150 человек, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что впервые обратился в кадровое агентство лишь год назад, когда служба не смогла собственными силами закрыть несколько вакансий специалистов по продажам. По его словам, с тех пор руководство выделяет небольшую сумму на подбор персонала через агентства – 25 000–40 000 руб. “Исходя из такого небольшого бюджета мы обращаемся к агентствам только в том случае, когда не можем найти специалиста сами, – говорит он. – Как правило, это именно специалисты по продажам”.

Однако не всегда кадровые агентства могут оказать помощь компаниям в подборе персонала. “Однажды нам нужно было закрыть вакансию технического директора, – рассказывает начальник отдела по работе с персоналом одной из крупных российских компаний, работающих в Самаре. – Мы обратились за помощью к кадровому агентству, и они представили нам трех кандидатов, которые уже были в нашей базе данных и которым ранее мы отказали по разным причинам”. В Самаре рынок труда достаточно узок, поэтому отдел персонала давно работающих на рынке компаний обычно имеет информацию об интересующих его специалистах, добавляет он.

У специализированных рекрутинговых агентств база данных кандидатов несравнимо больше, возражает ему Руденко из “Сената”. “Если отдел кадров делает выборку из 10 резюме, то мы – из 1000. Для одной из крупных самарских компаний мы нашли начальника по производству, который постоянно работал в Казахстане и на момент поиска находился в Ростове-на-Дону”, – рассказывает Руденко.

Директор самарского офиса компании Kelly Services Владимир Бакуров говорит, что в любой крупной западной компании тоже есть своя кадровая служба, но она занимается в первую очередь не подбором персонала, а развитием – обучением и мотивацией сотрудников.