Для начинающих


Вчера Минэкономразвития внесло в правительство законопроект о создании ОЭЗ. Минфин три с лишним года не визировал эти предложения. Помогло только вмешательство президента Владимира Путина: на январском совещании в Новосибирске он потребовал от чиновников договориться и внести согласованный документ в Госдуму до 1 марта.

Ради ускорения процесса подчиненным Германа Грефа пришлось пожертвовать одной из основных “приманок” ОЭЗ – льготой по налогу на прибыль. В обсуждавшихся версиях законопроекта региональные чиновники могли не взимать с резидентов зон причитающиеся им 17,5% из 24% ставки налога. Финальная версия разрешает лишь уменьшать выплаты за счет ускоренной амортизации, переноса убытков на следующие годы и включения в расходы затрат на НИОКР. Первые две меры, правда, коснутся только компаний из промышленных зон. Зато для “технико-внедренческих зон” – в них, по мысли разработчиков, должны созревать инновационные проекты – удалось отстоять пониженную верхнюю ставку ЕСН (14% против стандартных 26%), а их разрешенная площадь подросла в два раза – до 2 кв. км. Чиновники по-прежнему намерены разрешить регионам не взимать во всех ОЭЗ земельный налог и налог на имущество (2,2% от стоимости) в течение первых пяти лет. Импорт в зоны оборудования не будет облагаться пошлинами и НДС, а экспорт готовой продукции – таможенными тарифами.

В Минфине считают, что оставшихся преференций более чем достаточно. “Мы исходили из того, что [в законопроекте] вообще не должно было быть налоговых льгот, а инвесторов должны привлекать стабильность условий, упрощенный режим регистрации и освобождение от проверок”, – говорит чиновник Минфина. В итоге министерство все же согласилось одобрить законопроект – “может, и получится [что-нибудь хорошее]”, добавляет он. Замдиректора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Александр Устинов говорит, что в итоге пришлось отказаться от снижения налога на прибыль, но надеется, что оставшиеся льготы будут достаточно стимулировать компании обновлять основные фонды.

Ускоренная амортизация, льготы по налогу на имущество и списание расходов на НИОКР и на убытки “весьма актуальны” для новых производств, полагает руководитель департамента налогов и права компании “Русаудит” Эдуард Кучеров. Но одно создание ОЭЗ не ускорит экономический рост, замечает руководитель Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН Наталия Смородинская. “Чтобы стимулировать инвестиционную среду, нужно работать над инвестиционным климатом в целом, снижать политические риски и бюрократический произвол”, – говорит она.

А президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова возмущена тем, что “чиновники предусмотрели зоны только для новых производств”, а компании, у которых есть “какие-то зачатки бизнеса”, воспользоваться льготными условиями не смогут. Ее компания вкладывает деньги в развитие технопарка в подмосковной Черноголовке, а законопроект предполагает преференции для инвесторов, “начинающих с нуля на пустой площадке”, сетует Ускова. Ее выводы подтверждает Устинов. “Для работающих в IT-отрасли, где есть разветвленная система офисов, работа в таких ОЭЗ невозможна. Это совсем не то, чего требовал президент [от Минэкономразвития и Минфина]”, – категорична Ускова. К тому же, добавляет ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, регионы должны не только выдавать налоговые льготы, но и инвестировать в развитие инфраструктуры.