Депутаты сорвались


На прошлой неделе украинские чиновники заставили понервничать российских бизнесменов. Сначала президент Виктор Ющенко пообещал отменить приватизацию 30–40 компаний, затем премьер Юлия Тимошенко уточнила, что кандидатов на национализацию может оказаться уже 3000. Эксперты сходились во мнении, что среди них окажутся и принадлежащие россиянам активы.

Госдума не оставила активность соседей без внимания. “Сейчас на Украине идет спор бизнес-элит, и важно, чтобы он не повлиял на российских инвесторов”, – объяснил депутатам в пятницу спикер Госдумы Борис Грызлов. Палата поручила трем комитетам – по собственности, по делам СНГ и по международным делам – разобраться, как украинская деприватизация может затронуть интересы российских инвесторов. “Если Украина начнет пересмотр итогов приватизации, России будет необходимо принять адекватные меры, чтобы защитить российских инвесторов”, – призывал на заседании председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский, передает агентство “Интерфакс”. “Можно было бы внимательнее посмотреть на [российско-украинские] соглашения по поставкам газа и труб”, – намекнул он “Ведомостям”.

Россия могла бы надавить на Украину, начав строительство трубопровода в обход соседа, “играя” с ценой на поставки и транзит газа или введя квоты на поставки украинских труб большого диаметра, замечает аналитик одного из крупных российских банков. Но, уверяет представитель “Газпрома”, газовые поставки – “слишком серьезная тема, чтобы можно было размениваться, исходя из текущей политической ситуации”. Параметры же соглашения об импорте труб в Россию согласованы на три года вперед, исходя из потребностей самого российского рынка, напоминает президент Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. “Трудно понять, при чем тут вообще деприватизация на Украине”, – говорит он.

Вводить же к Украине целенаправленные политические или экономические санкции Россия сможет, только если “будут серьезные основания полагать, что права российских инвесторов ущемляются или нарушаются по политическому признаку”, а “имущество у российских собственников изымается неправовым путем”, говорит председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев.

Бесплодными, по мнению аналитиков, окажутся и угрозы в отношении Молдавии. В пятничном заявлении Госдумы депутаты, возмущенные продолжающейся блокадой Приднестровья, советуют российскому правительству запретить импорт молдавского алкоголя и табачных изделий, повысить до мирового уровня цены на экспорт в Молдавию энергоносителей и ввести визы для въезда граждан этой страны в Россию.

В Молдавии связывают демарш Госдумы с парламентскими выборами в республике – они назначены на 6 марта. “Мы огорчены и тем, что для вмешательства в избирательный процесс в Молдавии был избран путь атаки […] на прочную российско-молдавскую дружбу”, – прокомментировала заявление Госдумы спикер молдавского парламента Евгения Остапчук. А источник, близкий к руководству Приднестровья, добавляет, что “других инструментов влияния [на исход выборов] у России нет” и до введения санкций дело в любом случае не дойдет. Зато выступление парламентариев может усилить антироссийские настроения в Молдавии и окончательно разрушить связи внутри СНГ, сожалеет директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭМО РАН Борис Шмелев. Поддержка Молдавии и Украины со стороны западных стран в этом случае возрастет и под международным давлением России придется в любом случае договариваться с соседями, прогнозирует Шмелев.

Возможно, российские чиновники перешли к новой тактике взаимоотношений с соседями, которые пытаются явно демонстрировать независимость от Москвы, полагает Андрей Рябов из Центра Карнеги. Пока дипломаты и МИД налаживают сотрудничество, не прибегая к скандальным выпадам, в то время как российская Дума публично обозначает возможные негативные сценарии отношений со странами СНГ, поясняет он. “Скорее всего, угрозы депутатов реализованы не будут, но российская сторона, очевидно, рассчитывает, что это напугает оппонентов”, – говорит эксперт. Следующими адресатами думских угроз, ожидает Рябов, могут стать Грузия и Киргизия.

Алексей Макаркин, замгендиректора Центра политических технологий, наоборот, считает заявления Госдумы реакцией на конкретные ситуации в республиках, а не следствием ужесточения российской политики в отношении стран СНГ.