Обошлось


В конце прошлого года Госдума с подачи “Единой России” ввела новогодние каникулы для взрослых, объявив с 1 по 5 января нерабочими днями. Поэтому в январе 2005 г. оказалось на четыре рабочих дня меньше, чем год назад.

Экономические результаты “не замедлили сказаться”, хотя оказались и не столь катастрофическими, как предсказывали некоторые аналитики. Как сообщил в пятницу Росстат, в январе индекс промышленного производства превысил уровень годичной давности всего на 2,1% (в январе 2004 г. – на 6,4%).

Это вполне приемлемый результат, говорят экономисты. “Когда Росстат объявит [январские] результаты с учетом фонда рабочего времени, то цифра будет порядка 4%, или чуть меньше, чем в декабре [4,8%]”, – комментирует аналитик CSFB Сергей Волобоев. Замедление темпов роста полностью объясняется затянувшимися каникулами, считает Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По его оценке, с поправками на сезонный и календарный фактор в январе промышленное производство выросло минимум на 0,2%.

“Зимняя стагнация в январе продолжилась, но весной экономика оживится”, – полагает экономист “Тройки Диалог“ Антон Струченевский. В первой половине февраля возобновился рост денежной базы, а раз спрос на деньги растет, значит, предприятия расширяют выпуск, говорит он.

А председатель думского комитета по экономической политике “единоросс” Валерий Драганов удовлетворен январским результатом работы промышленности. “Никакого провала нет, – говорит Драганов. – Так что решение продлить новогодние каникулы было правильным, отдых людям необходим”.

В пятницу Росстат преподнес и другую новость – с этого года он вкладывает в понятие “промышленного производства” новый смысл.

Прежде все статистические наблюдения в России велись на основе еще советской классификации “отраслей народного хозяйства”. Для анализа капиталистической экономики она подходила плохо, говорится в аналитической записке Росстата. В советской “картине мира” предприятия были разделены по условным отраслям (машиностроение, пищепром, лесобумажная промышленность), причем часто это определялось не видом деятельности, а подчиненностью предприятия тому или иному ведомству, объясняет Сальников из ЦМАКП.

Новая классификация приближена к принятой в Евросоюзе, поясняет чиновник Росстата. В ней нет привычных отраслей: промышленные предприятия разделены по видам деятельности, которые сгруппированы в три крупные отрасли – добыча полезных ископаемых (по оценке Сальникова, включенные в нее товары обеспечивают примерно 25% российского промышленного производства), обрабатывающая промышленность (60%), производство и распределение электроэнергии, воды и газа (15%). Изменились и границы видов деятельности – например, из промышленности исключены заготовка леса, рыболовство (объединены с сельским хозяйством), ремонт транспорта и бытовой техники, а присоединены издательское дело и звукозапись. Бурение и разведка скважин относится теперь не к строительству, а к добыче ископаемых. По новой классификации не существует и такой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство: она распалась на отдельные виды деятельности.

Иностранным инвесторам анализировать происходящее в российской экономике будет теперь проще, а вот отечественным аналитикам – труднее, говорит Валерий Миронов из Центра развития. Дело в том, что у нового ряда цифр слишком маленькая история – с 2004 г. Правда, чиновник Росстата обещает, что новая версия промышленной динамики будет доведена до 1999 г.

При расчете по новой методике промышленное производство в 2004 г. выросло сильнее (на 7,3%), чем по старой (на 6,1%). Новая оценка отлично согласуется с удивившим экономистов быстрым ростом ВВП за 2004 г. (7,1%), замечает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Новая методика пока недостаточно отработана, указывает Миронов. Новые индексы ведут себя странно – например, в ноябре, по Росстату, обрабатывающие производства вдруг выросли на 19,8% против 2003 г., при том что в октябре и декабре – всего на 5,3%