Бедный, бедный Скорсезе


Хотя организаторы церемонии основательно ее обновили (в качестве ведущего вместо сменявших друг друга в последние годы Вупи Голдберг и Билли Кристела дебютировал более молодой Крис Рок, некоторых победителей награждали прямо в зале), церемония выглядела скучноватой. Вычислить всех триумфаторов всегда трудно, иначе английские букмекеры не принимали бы ставки на оскаровские результаты. Но в этот раз все призы брали именно те, кто и был должен.

Сразу пять наград, чуть ли не подряд, получил вначале “Авиатор” (за работу художника, оператора, за лучшие костюмы, монтаж и – наиболее в этом ряду почетный – “Оскар” за лучшую женскую роль второго плана Кейт Бланшетт). Обычно, когда фильм, являющийся лидером по количеству номинаций (у “Авиатора” их было 11 против семи у ближайших преследователей – “Малышки на миллион” и “Волшебной страны”), столь усердно собирает так называемые второстепенные статуэтки, это означает, что ему гарантирован и главный “Оскар” за лучший фильм. Приз за грим достался “Лемони Сникету”. За сценарий на основе литературного произведения – авторам фильма “На обочине”. За оригинальный сценарий – бригаде (показанного в субботу “Первым каналом”) “Вечного сияния чистого разума”, возглавляемой самым модным – после “Быть Джоном Малковичем” и “Адаптации” – сценаристом современности Чарли Кауфманом. Два дядюшки-“Оскара” отхватил кассовый мультфильм “Суперсемейка” (за лучший полнометражный анимационный фильм и монтаж звуковых эффектов). Один – кассовый (тоже, по сути, мультфильм – весь сделан на компьютере) “Человек-паук – 2” – за визуальные эффекты, за что же еще! Просто за звук наградили “Рэя” – полагаю, наградили за звучание песен великого слепца Рэя Чарлза, о судьбе которого фильм и повествует. Лучшей музыкой признали ту, которую композитор Ян Казмарек написал для “Волшебной страны”. Композитора чествовал Джон Траволта, вышедший под другую музыку – из “Криминального чтива”. Ну вышел и вышел. Признали и признали.

Встряхнули публику лишь выступления Антонио Бандераса да Шона Пенна. Первый, собственно, спел под живую гитару Сантаны испанскую песню из аргентино-чилийско-перуанского “Дневника мотоциклиста” про юные годы будущего Че Гевары – эта песня в итоге и победила. А второй, известный своей социальной левизной и бескомпромиссностью, представляя лучших актрис, жестко уколол ведущего Криса Рока за шуточку по поводу якобы липовой звездности актера Джуда Лоу. Еще удачным оказался заранее записанный момент, в котором Крис Рок интервьюирует в обычном кинотеатре обычных (на деле явно подставных) зрителей и те все говорят, что не смотрели оскаровских картин, а хвалят всяких дурацких “Белых цыпочек”. Шутка шутками, но “Оскар” и впрямь разошелся в этот раз с Призом симпатий американской публики. Публика признала лучшим актером Джонни Деппа (который хоть и был номинирован на “Оскара” за роль в “Волшебной стране”, но шансов не имел), лучшим мультфильмом – “Шрэк-2”, по всем статьям проигравший “Оскара” “Суперсемейке”, лучшей драмой – “Страсти Христовы” (имевшие лишь две второстепенные номинации), а лучшим фильмом 2004-го вообще антибушевский “Фаренгейт 9/11”, который не попал даже в пятерку номинантов на звание лучшей документальной ленты.

Странно бы, если бы попал. Оскаровские церемонии двух прошлых лет проходили под левыми антивоенными лозунгами, на этой же со сцены отдали дань уважения американским солдатам, воюющим в разных странах мира.

Основные номинации также не принесли сюрпризов. Лучшим актером второго плана признали Моргана Фримена из “Малышки на миллион”. Лучшей актрисой – Хилари Суонк оттуда же (таким образом, не слишком знакомая нашей публике девушка получила уже второго “Оскара” – первый был за роль девочки, которая хочет быть мальчиком, в фильме “Парни не плачут”). Короче, если говорить об основных номинациях, призы получили все те сценаристы и актеры, которые и считались фаворитами, поскольку незадолго до “Оскара” были признаны лучшими своими профессиональными гильдиями (что всегда признак фаворитства, не гарантирующий, однако, что именно этот человек отхватит потом и “Оскара”). В самой необязательной номинации – за лучшую неанглоязычную картину (отбор фильмов тут всегда случайный, поскольку оскаровским академикам почти наплевать) – при странном отсутствии красивейшего китайского “Дома летающих кинжалов” не мог не победить единственный реальный претендент – громкий испанский фильм “Море внутри” Алехандро Аменабара (прежде снявшего триллер “Другие” с Николь Кидман).

Интрига сохранялась лишь в борьбе за лучшую мужскую роль. Все-таки друг другу противостояли два актера, являющихся культовыми для молодой аудитории, – Леонардо Ди Каприо (“Авиатор”) и Джонни Депп (“Волшебная страна”), и один из последних истинно легендарных актеров – Клинт Иствуд, который вдобавок так и не получал актерского “Оскара”. Но шансов у них не было. Все предварительные призы, включая упомянутый приз актерской гильдии, брал Джейми Фокс за роль Рэя Чарлза – он предсказуемо и выиграл.

Отдельно заметим, что в этом году вообще было очень много сильных мужских актерских работ, которые “Оскар” проигнорировал, – Шона Пенна в “Убийстве Ричарда Никсона”, Кевина Спейси в “У моря”, Энди Гарсии в “Модильяни”, Хавьера Бардема в “Море внутри”. Особенно изумляет целенаправленность на грани обструкции, с которой академики не замечают Джима Керри. Проигнорировав его нестандартные работы в “Шоу Трумана” и “Человеке на Луне”, они не захотели увидеть его и в “Вечном сиянии чистого разума”. Хотя выдвинули на “Оскара” его партнершу Кейт Уинслет, у которой в фильме менее значимая роль.

То, что второй по значимости “Оскар”, за режиссуру, отдали не Скорсезе, а Иствуду, лично для меня тоже не было сюрпризом. Ведь, опять-таки, именно Иствуда признала лучшим в 2004 г. режиссерская гильдия. За 56 лет существования призов режиссерской гильдии было всего шесть случаев, когда человек, получивший награду гильдии, не становился потом и обладателем режиссерского “Оскара”.

Но главная награда по всем раскладам доставалась “Авиатору”. Ведь фильм Скорсезе гораздо более голливудский и по стилю, и по духу. Иствуд снял классическое авторское кино. Вдобавок фильм о смерти. Скорсезе – фильм об успехе, что очень по-американски. Победа Иствуда – настоящая сенсация. Он стал дважды обладателем главных кинонаград (впервые он выиграл их в начале 90-х с фильмом “Непрощенный”). Скорсезе же, один из пяти патриархов современной американской режиссуры наряду с Иствудом, Копполой, Спилбергом и Вуди Алленом, так и не имеет “Оскаров” ни за лучший фильм, ни за режиссуру. Что скандал.

По мне, было бы честнее, если бы Иствуду дали отсутствующего у него актерского “Оскара”, а Скорсезе, как ни относись к “Авиатору”, наконец-то статуэтку за лучший фильм. Не дали. Странная закономерность: и статуэтку за лучший фильм, и статуэтку за лучший фильм на иностранном языке выиграли фильмы во славу эвтаназии – права человека на добровольный уход из жизни. Про то же отчасти был и прошлогодний обладатель “Оскара” за лучший иноязычный фильм – “Нашествие варваров”.

Тенденция, однако.