Буш просился в ревизоры


Однако в выходные дни на сайте президента России (www.kremlin.ru) был размещен текст заявления Буша и Путина, отличающийся от распространявшегося в Братиславе, а также опубликованного на сайте президента США (www.whitehouse.gov). Главное отличие состоит в нескольких предложениях, добавленных к предпоследнему абзацу: “Две стороны разделяют задачу завершить к концу 2008 г. все необходимое усовершенствование систем безопасности на объектах [...] Федерального агентства по атомной энергии (Росатом), а также завершить к концу 2008 г. все усовершенствование систем безопасности на ядерных объектах Министерства обороны России. [...] К 1 июля 2005 г. Министерство обороны России определит все остающиеся объекты, где необходимо провести усовершенствование систем безопасности. Посещения этих объектов [...] начнутся до декабря 2005 г. в обеих странах”.

Сообщения о подготовке к саммиту в Братиславе соглашения о контроле над российскими ядерными объектами стали появляться в СМИ еще в декабре прошлого года. Но 11 февраля российский МИД официально заявил, что “спекуляции относительно того, что готовится какой-то договор, предусматривающий […] контроль над объектами ядерного комплекса России, абсолютно беспочвенны” и “ничего подобного в проработке между Россией и США не находится и находиться не может”.

В Братиславе Путин и его американский коллега Джордж Буш подписали заявление о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере, в котором оговорена необходимость проведения регулярных консультаций на эту тему, но ни о каком взаимном посещении объектов друг друга, тем более обязательном, речи не идет. По крайней мере именно это следовало из текстов заявления на английском и русском языках, розданных журналистам в Братиславе.

Корреспондент газеты “Коммерсант” Иван Сафронов, первым обнаруживший отличия, говорит, что читал текст с добавлениями на сайте Кремля около 16.00 МСК в воскресенье. Но уже утром в понедельник, по словам Сафронова, вместо него был вывешен текст, идентичный раздававшемуся в Братиславе. Однако еще вчера вечером текст с добавлениями, сохраненный в базе поисковой системы Google, был доступен пользователям Интернета.

Источник в Кремле рассказал “Ведомостям”, что “Буш в ходе саммита ставил перед Путиным вопрос о допуске американцев на российские ядерные объекты, однако российская сторона оставила эти просьбы без внимания”. По словам источника, никаких секретных соглашений и приложений не подписывалось, а на сайте был ошибочно размещен один из черновых вариантов заявления. А американский чиновник, близкий к Госдепартаменту США, подтвердил, что в оригинале заявления на английском языке тоже нет добавлений про посещения российских ядерных объектов.

Это уже не первый случай публикации черновиков официальных документов на сайте Кремля. 9 марта 2004 г. там была опубликована черновая редакция указа президента об административной реформе. “Правильная” версия указа появилась лишь на следующий день.

Информированный чиновник Росатома говорит, что договоренностей о каких-либо инспекциях ядерных объектов нет и не было. Но в 1991 г. была запущена т. н. “программа Нанна – Лугара” (по именам сенаторов Ричарда Лугара и Сэма Нанна), в рамках которой США финансируют в том числе модернизацию систем охраны ядерных объектов на территории России. И с 1990-х гг., по словам чиновника, американские специалисты допускаются на некоторые ключевые объекты Росатома и Минобороны для осмотра систем охраны. При этом внутрь объектов американцев никогда не пускают, что “вызывало их недовольство”. “Мы ничего им не показывали и не будем показывать из того, что составляет гостайну”, – уверяет атомщик.

“Такой режим контроля [предполагающий инспекции объектов] не может быть создан, это никогда не обсуждалось”, – уверен директор Института стратегической стабильности Росатома Виктор Михайлов, возглавлявший Минатом в 1992–1998 гг.

Руководитель центра сравнительной политологии ИМЭМО РАН Борис Шмелев напоминает, что “совместное заявление – это декларативный документ, к нему не может быть секретных приложений”, а значит Россия и США будут делать ровно то, что описано в заявлении. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов уверен, что “ни о каком соглашении об иностранном контроле над российским ядерным оружием не может быть и речи”.

“Слухи о “сдаче” российского ядерного оружия могут окончательно дискредитировать внешнюю политику президента в глазах элиты, – рассуждает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.