Как британец стал чемпионом США


Дайсон изобрел пылесос, работающий без мешка для мусора, но заинтересовать новинкой крупных производителей оказалось непросто. “Я почти отчаялся, – вспоминает изобретатель. – Я ходил по кругу, надеясь, что они оценят мою работу. Но в конце концов я от всех услышал “нет”. После того как лондонский Сити отказался инвестировать в Dyson, компания оказалась на грани банкротства.

“Но самым большим потрясением стала для меня новость о том, что мою технологию скопировала американская компания”, – вспоминает Дайсон. Компания Hoover запустила в производство модель Triple Vortex, конструкция которой похожа на дайсоновский Dual Cyclone. В 2002 г. Дайсон отсудил у конкурентов 4 млн фунтов стерлингов ($7,64 млн). Но настоящий реванш ему удалось взять после трех лет работы на американском рынке. В IV квартале прошлого года Dyson по продажам обогнала Hoover. Дайсон, которому 57 лет, говорит, что победа над Hoover доставила ему “фантастические ощущения”.

Правда, свое поражение американская компания признать отказывается: дескать, Dyson продала меньше пылесосов, чем Hoover, а заработала больше из-за более высоких цен на них. К тому же по итогам всего 2004 г. Hoover сохранила пальму первенства.

Это нисколько не принижает успех Дайсона: число британцев, добившихся такого триумфа на рынке США, исчезающе малая величина. “Масштаб и скорость его успеха в США феноменальны”, – восхищается Теренс Конран, дизайнер, ритейлор и близкий друг Дайсона.

Дайсон считает, что своим успехом в США он обязан правильно выбранной стратегии: по его убеждению, продукт с хорошим дизайном всегда будет продаваться лучше своих более дешевых конкурентов.aa

Не очень веря в действенность телерекламы, Дайсон ограничил расходы на нее скромными $20 млн (10 млн фунтов). “Мы потратили примерно 10% наших средств на исследования и всего 1–2% – на рекламу. Большинство наших американских конкурентов поступают ровно наоборот”, – говорит Дайсон. Но покупатели оценили пылесосы с ярким корпусом и прозрачными контейнерами для пыли. Пылесос Dyson даже стал одним из персонажей в культовом молодежном сериале Friends.

Свою популярность в США Дайсон объясняет еще и тем, что американцы очень любят истории об успешных бизнесменах. “Предпринимательские идеи нравятся американцам не меньше, чем сами новинки”, – говорит он.

А вот на родине Дайсоном восхищаются меньше. Там не забыли, что в 2002 г. Дайсон перевел производство в Малайзию, сократив в Мальмсбери 800 рабочих мест. Дайсон объясняет, что это был вынужденный шаг: расходы на оплату труда росли, а власти не разрешили ему расширить производство.

Дайсон был абсолютно прав, перенеся производственную базу в Малайзию, – во всем мире конкуренция обостряется, считает лорд Бхаттачарья, признанный эксперт по промышленности. Снижение издержек позволило Дайсону увеличить бюджет для развития в США. В 2003 г. операционная прибыль Dyson выросла в 5,6 раза до 27,7 млн фунтов ($52,93 млн), а продажи – на 32,7 млн фунтов ($62,5 млн) до 236,8 млн фунтов ($452,59 млн).

После этого Дайсон счел, что настала пора пожинать плоды успеха. Но когда он и его жена получили дивиденды на 17 млн фунтов ($32,5 млн), желающих их раскритиковать оказалось более чем достаточно.

В Великобритании Дайсона мало кто считает “промышленником”. Этот термин как-то не вяжется с его стилем. Дайсон предпочитает неформальный стиль в одежде и известен своей любовью к искусству и отвлеченным идеям. Его офис украшают причудливые скульптуры, а однажды для фестиваля садов Дайсон изготовил фонтан, создававший иллюзию, что вода в нем падает вверх.

Дайсон – приверженец функционального дизайна. Он вышел из наблюдательного совета лондонского Музея дизайна, потому что счел дурновкусием организованную музеем выставку цветов. Дайсон считает своими учителями инженера викторианской эпохи Брюнеля и участников кружка “лунатиков”, существовавшего в XVIII в. в Бирмингеме, которые занимались наукой, искусством, инженерным делом и бизнесом.

Когда недавно Дайсон приезжал в Нью-Йорк, его номер производил странное впечатление: кричащие цвета демонстрационных моделей совершенно не вписывались в декор номера. Многих интересует, какие новые продукты добавятся к этим трофеям. Инженеры Дайсона, к примеру, изобрели электрический мотор, управляемый чипом, который дешевле, быстрее и лучше обычного. Дайсон туманно рассуждает о “роботах-пылесосах”, но не слишком разговорчив, когда его спрашивают о новых разработках. А устав от посетителя, он быстро меняет тему, извлекает откуда-то пылесос и начинает наводить порядок в своем кабинете. (FT, 25.02.2005, Татьяна Бочкарева)