Капитаны пока на свободе


В августе 2004 г. прокуратура Самарской области обвинила “Волготанкер” в уклонении от уплаты налогов в 2002–2004 гг. на сумму 300 млн руб. А в феврале 2005 г. прокуратура предъявила обвинения шестерым руководителям пароходства в мошенничестве и отмывании доходов. Менеджеру управляющей компании “Волготанкер АМС” Юрию Исайчеву и заместителю гендиректора пароходства Евгению Артюхову обвинения были предъявлены лично, а председателя совета директоров “Волготанкера” Александра Александровича, исполнительного директора компании Андрея Азарова, главного бухгалтера Любовь Базильскую и управляющего директора “Башволготанкера” Владимира Корякова следствию найти не удалось. Они были объявлены в розыск, и прокуратура обратилась в суд за санкцией на их арест. 25 и 28 февраля Самарский районный суд Самары отказал в выдаче санкции в отношении Корякова и Базильской.

А вчера суд отказался санкционировать арест Александровича и Азарова. Судья Сергей Ляшков комментировать свой вердикт отказался. Представитель прокуратуры заявил лишь, что его ведомство будет обжаловать решение районного суда в вышестоящей инстанции. Адвокаты обвиняемых Николай Ведищев и Федор Карманов утверждают, что суд не нашел доказательств того, что Александрович и Азаров скрываются от следствия и могут ему помешать. Руководители пароходства, говорят адвокаты, не были надлежащим образом уведомлены о вызовах в прокуратуру, поскольку повестки им направлялись по ошибочным адресам. Сейчас они находятся в командировке за рубежом. Карманов и Ведищев говорят, что прокуратура вынесла постановление об объявлении обвиняемых в международный розыск. Но суд решил, что оно было принято с нарушением закона. Согласно инструкции МВД, это возможно только после получения санкции на арест.

Сам Александрович, который находится сейчас в Лондоне, называет решение суда “естественным”. “Силовое давление на пароходство через попытки уголовного преследования менеджмента не могут увенчаться успехом, поскольку являются незаконными”, – заявил он “Ведомостям”. Впрочем, спешить на родину он не намерен. “Вернусь неизбежно, а когда – покажет время”, – сказал он “Ведомостям”. Но посещать Самару Александрович не планирует. “Из Самары мы офис переносим, поэтому делать там особо нечего, я москвич и вернусь, естественно, в столицу”, – поясняет он.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Егоров говорит, что санкция на арест обвиняемых может быть дана, в случае если они объявлены в международный розыск, а это, в свою очередь, возможно только через месяц после объявления их в федеральный розыск. По его словам, после отказа на выдачу санкции прокуратура может обратиться с кассационным представлением в вышестоящий суд. Сейчас же обвиняемые могут вернуться домой. Но Егоров сомневается, что они станут рисковать.

Заместитель гендиректора ИФК “Метрополь” Андрей Руденко считает, что, как показывает пример “ЮКОСа”, более опасным для работы компании стал бы арест счетов и другие меры по ограничению финансовой деятельности компании. При налаженном менеджменте компания может эффективно управляться и в отсутствие первых лиц в течение нескольких месяцев. Многое в данной ситуации зависит от акционеров компании, считает он: если сочтут необходимым, они могут и сменить менеджмент пароходства. Корпоративное управление также будет зависеть от того, в чью пользу будет складываться судебное противостояние: если шансы руководителей пароходства на положительный исход будут выглядеть реальными, то компания может нормально функционировать до 3–5 месяцев и при “удаленном” управлении.