Скромное обаяние женского бокса


Победа Иствуда над Скорсезе, причем нокаутом, вызвала замешательство в наших журналистских кругах. Как мог неспешный, наполовину построенный на крупных ночных планах слегка подсвеченных лиц, в классическом смысле авторский фильм опередить в споре за главную голливудскую статуэтку картину, являющуюся образцом голливудского стиля и идеологии: спецэффектную и зрелищную? Как могла судьба некой девушки-боксерши увлечь оскаровских академиков сильнее, нежели история знаменитого миллиардера, киношника, летчика-рекордсмена и бабника Ховарда Хьюза, чья жизнь – воплощение американской мечты?

В одном месте даже написали, что у Иствуда-де все куплено.

Это у Иствуда-то, всегда державшегося независимо? Терпеливо дожидавшегося, когда те же академики забудут о прилипших к нему масках героя вестернов Человека Без Имени и крутого копа Грязного Гарри и признают его классиком, причем режиссуры? (Первых “Оскаров” за лучший фильм и режиссуру ему, напомню, принес “Непрощенный” в 1993-м, когда Иствуду исполнилось 62).

Теперь выясняется еще более неожиданная подробность: американская, а следом и мировая публика, причем киноманского толка, за решение академиков. Многие-то были уверены, что весь мир ринулся на “Авиатора”, а “Малышку” окинет скучающим взором. Но не так. Дело не в том, что фильм Иствуда, сорри за грубость на странице “Культура”, оказался высокоприбыльным, а “Авиатор” почему-то нет (у “Малышки”, вышедшей за пределами Америки позже, на сей день уже около $150 млн общемировых сборов при бюджете в $30 млн, а у “Авиатора” – $161 млн при бюджете 116. Прибыль продюсерам поступает, когда фильм заработает примерно в 2,5 раза больше затраченного).

Дело в том, что киноманы действительно оценивают “Малышку” гораздо выше и ее рейтинг растет. То ли ее ценят за фантастический показ боев. То ли за их реалистичность (а то Тайсон, говорят, после просмотра “Рокки” бился в корчах). То ли за актерскую сдержанность Иствуда (тренера, который нашел в своей подопечной девушке дочь более близкую, чем настоящая). То ли за неожиданно трагический финал. То ли за харизму, присущую Хилари Суонк, которая не случайно, не будучи в массовом сознании конкуренткой Шарон Стоун или Джулии Робертс, останется в отличие от них в истории кинодостижений, взяв уже второго “Оскара”. Но на главном киноманском сайте imdb.com “Малышка” только за пару недель поднялась со 120-го какого-то места в списке 250 лучших фильмов всех времен на 90-е. Фильмов в целом приблизительно 223 899. На 89-м месте – “Крадущийся тигр, невидимый дракон”. Позади, на 91-м и 92-м – “Фарго” и “Убить Билла. Фильм 2”.

Насчет нашей публики не уверен ни в чем. Странная она, несформировавшаяся. Искренне не знаю, что она слышала об Иствуде (и слышала ли когда?) и как вообще все оценит.