Украина получит 2 млрд евро


В минувший вторник в ходе визита украинской делегации во главе с президентом Виктором Ющенко в Германию представители Deutsche Bank и “Нафтогаза Украины” подписали соглашение о кредите на 2 млрд евро, рассказала пресс-секретарь украинского президента Ирина Геращенко. По словам предправления “Нафтогаза” Алексея Ивченко, на которые ссылается “Прайм-ТАСС”, кредит будет выдан на срок до семи лет под примерно 8% годовых. При этом “Нафтогаз” “имеет приоритет предлагать проекты, которые будут осуществляться на средства кредита”, сказал Ивченко.

“После прихода к власти [на Украине] новой команды и российские, и западные инвесторы стали проявлять огромный интерес к нашей стране”, – объясняет Геращенко. Германия же, по ее словам, – “главный европейский инвестор Украины”. “Это только начало [масштабных инвестиций]”, – утверждает Геращенко.

Источник, знакомый с содержанием соглашения, говорит, что его детали еще окончательно не утверждены. Подписан лишь рамочный документ о том, что немецкий банк откроет “Нафтогазу” кредитную линию в размере $2 млрд “на модернизацию газотранспортной системы и поддержку других проектов” между Украиной и Германией “в будущем”, говорит собеседник “Ведомостей”. Деньги, скорее всего, будет выдавать один Deutsche Bank траншами в течение нескольких лет.

Заем “Нафтогазу” – “огромный кредит, ни одной из российских компаний немецкий банк не давал сразу столько денег”, замечает сотрудник “Газпрома”. Deutsche Bank – один из основных кредиторов газовой монополии. Всего с 2003 г. она получила от него около $2 млрд.

Источник, близкий к немецкому банку, напоминает, что в 2002 г. после девяти лет работы Deutsche Bank закрыл представительство на Украине. В начале 2005 г. банк получил лицензию Украинского национального банка на открытие нового офиса. Кредит “Нафтогазу” – первый проект, за которым последуют другие, добавляет источник.

Руководство “Нафтогаза” уже решило, как распорядиться немецкими деньгами. По словам Ивченко, Украина собирается увеличивать объем добычи газа на 2 млрд куб. м в год и в ближайшие 5 лет добывать до 30 млрд куб. м газа в год. Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров полагает, что Украина попытается увеличить поставки собственного и транзитного газа в Польшу, Венгрию и Германию. “Газпрому” это совсем невыгодно, замечает эксперт: у него появится новый конкурент на европейском рынке газа. Но сотрудник “Газпрома” пока не волнуется. Экспорт газа из Украины строго регламентирован, а на нарушение договоренностей сосед вряд ли пойдет: “без российского газа транзитная газотранспортная система страны окажется никому не нужной”, поясняет он.

Тем не менее Украина спешит заручиться поддержкой одного из крупнейших импортеров российского газа и давнего партнера “Газпрома” – Ruhrgas. Во вторник в Берлине Ющенко обсуждал “перспективы сотрудничества” с главой правления концерна Буркхардом Бергманом. По словам Геращенко, речь шла о работе украинского газотранспортного консорциума.

“Газпром” и “Нафтогаз” подписали соглашение о создании консорциума более двух лет назад, но он так и остался на бумаге. Ruhrgas давно говорил о том, что хотел бы участвовал в проекте. “Мы надеемся, дело теперь сдвинется с мертвой точки”, – уверен представитель Ruhrgas.

Существенная часть кредита Deutsche Bank, по словам Ивченко, будет использована для обеспечения доставки каспийской нефти до нефтепровода Одесса – Броды. Эту трубу пропускной способностью 14,5 млн т нефти в год Украина построила четыре года назад для транзита каспийской нефти в Европу. Желающих воспользоваться ей не нашлось, и с июля 2004 г. нефтепровод в реверсном режиме используют российские нефтяники, в частности ТНК-ВР. Она прокачивает по нефтепроводу трубе до 9 млн т нефти ежегодно.

Вчера премьер-министр Украины Юлия Тимошенко напомнила, что ее правительство рассматривает возможность прокачки нефти по Одесса – Броды в прямом режиме. “Пока разворот трубы невыгоден не России, а самой Украине”, – храбрится вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Для этого нужно достроить трубу до Гданьска и заполнить сырьем, а гарантий поставок от производителей у Украины нет. “Без них это не более чем политический проект”, – считает Григорьев. Однако, замечает Нестеров, Украина нацелена на энергетическую независимость и сделает “все возможное” для разворота трубы.

“Мы всегда говорили, что в проекте “Одесса – Броды” главное – экономическая целесообразность, – заявил “Ведомостям” представитель ТНК-BP. – Если прямое использование трубопровода будет выгодно, мы рассмотрим такую возможность”. Впрочем, другой сотрудник компании сомневается, что это возможно. По его словам, покупателей, готовых покупать нефть в Гданьске, нет и поставщики не готовы поставлять сырье по этому маршруту.