Мобильная связь в Среднем Поволжье. Салоны связи: контент по заказу


В Самаре в конце прошлого года открыли свои салоны связи петербургские сети “Ультра” (компания “Ультра Стар”) и “Связар” и московские “Связной” и DIXIS. До осени 2004 г. с самарскими “Дельта-С” и Future Telekom конкурировала только московская “Евросеть”.

“Самара - один из крупнейших региональных рынков продаж мобильных телефонов, – объясняет интерес к региону иногородних компаний аналитик “Группы ТТ” Давид Давтян. По его данным, лидируют “Дельта-С”, “Евросеть” и Future Telekom, вместе контролируя около половины рынка. Давтян оценивает объем продаж мобильных телефонов в Самарской области в прошлом году примерно в 350 000 аппаратов. В этом году он прогнозирует рост на 15–20%. С ним не согласен директор по маркетингу сети салонов “Ультра” Дмитрий Карманов. По его расчетам, в этом году в Самаре будет продано около 600 000 телефонов примерно на $85 млн. Карманов соглашается, что растет рынок на 15–20% в год.

Появление иногородних компаний привело к усилению конкуренции и снижению цен, отмечает PR-менеджер поволжского филиала “Евросети” Любовь Федорова, хотя рынок “еще окончательно не насыщен”. Небольшие салоны- “одиночки” стали закрываться или перепродаваться, добавляет руководитель отдела маркетинга “Дельта-С” Алена Петрова. И это на руку крупным сетям. Например, “Дельта-С” недавно приобрела шесть салонов в Сызрани, сказала Петрова.

Компании называют разные сроки насыщения рынка. Петрова считает: “Если рост в этом году будет такой же, как и в прошлом, то к концу года рынок приблизится к насыщению”. А по мнению Карманова из “Ультра”, рынок будет расти еще года два-три.

Усиление конкуренции и, как следствие, снижение рентабельности продаж традиционного для салонов связи товара – мобильных телефонов заставляет торговцев искать новые источники дохода. Салоны в Самарской области начали продавать контент для телефонов. “Рынок очень перспективен и пока не очень развит”, – говорит Карманов из “Ультры”. “Сотовым салонам удобно этим заниматься, потому что целевая аудитория приходит к нам, и, чтобы донести этот контент до клиентов, не надо особо вкладываться в рекламу”, – добавляет руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева.

Сетевые салоны связи выпускают свои журналы, где печатаются каталоги логотипов и мелодий, которые клиент может заказать через SMS-запрос. В данном случае розничные продавцы выступают как посредники контент-провайдеров. По словам Карманова, норма прибыли при реализации этих услуг выше 5–7% – средняя маржа при продаже телефонов. Основные затраты ложатся на техническую реализацию закачки, а авторские выплаты составляют 10–25% от прибыли.

Москалева из DIXIS отмечает, что ее компания не относится к этой деятельности как к отдельному бизнес-направлению. По ее словам, за счет контента окупается издание каталога и как таковой задачи зарабатывать на контенте пока нет.

Самарский филиал “Евросети” реализует специальные карты оплаты, позволяющие заказать контент-услуги либо через сайт компании, либо через специальные терминалы. Однако в самарских салонах таких терминалов пока нет.

А самарская “Дельта-С” придумала свой оригинальный проект. В 10 салонах компания открыла “Медиа-лаборатории”, в которых предлагаются услуги по закачке мелодий и логотипов, установке приложений, а также печати фото с сотовых телефонов. По словам Алены Петровой, преимущество данного сервиса в простоте: клиент может прослушать 10 мелодий и закачать ту, что понравится. Стоимость закачки мелодии и фоновой картинки – 20–30 руб., игры или приложения – 50 руб.

Услугу начали предоставлять с октября, но лишь сейчас “Дельта-С” начинает ее активно продвигать. Основной клиент – люди среднего возраста, которым, в отличие от молодежи, трудно или не хочется самим что-то скачивать и устанавливать.

“Введение такой услуги интересно и нам”, – говорят в компании “Связар”. Компания планирует представить аналогичный сервис ближе к лету. В “Ультре” тоже говорят о возможности реализовать такой сервис.