Спам – орудие пролетариата


В минувшую субботу III пленум ЦК КПРФ предписал членам партии изменить имидж партии и усилить агитационную работу. По словам лидера партии Геннадия Зюганова, если “хочешь выдвигаться в президенты [в 2008 г.], то должен предложить программу и сеть [поддержки]”, цитирует “Интерфакс”. Новации коммунистов описал первый зампред ЦК Иван Мельников: КПРФ собирается подорвать “единство агитационного потока” и “информационное ядро власти”, сообщил он. А “образ партии авангардной и активной невозможно строить на исторических лозунгах и сравнениях”: из-за них КПРФ до сих пор “воспринимается многими как партия прошлого, партия пенсионеров”, пояснил Мельников необходимость изменений.

В одобренном на пленуме докладе он предложил фракции коммунистов в Госдуме “вести себя резче, ярче, громче”, а для привлечения новых членов “активизировать работу над созданием единого информационно-пропагандистского комплекса партии” – в него кроме печатных изданий должны войти обновленный сайт КПРФ и “информационное агентство”. В частности, коммунисты собираются поддерживать дух активистов Союза коммунистической молодежи (СКМ) с помощью sms-сообщений, а на сайте кроме агентства создать теле- и радиоканал. “По sms можно рассылать политические анекдоты и частушки, – рассуждает Мельников. – Или обращать внимание на то или иное событие: что угодно, что мотивирует человека переслать это сообщение еще кому-то”. А сетевые СМИ, по словам Мельникова, удачно дополнят собственную печатную продукцию партии: ее совокупный тираж составляет около 1 млн экземпляров, в том числе около 400 000 – в регионах.

По словам главного редактора сайта kprf.ru Анатолия Баранова, КПРФ еще в декабре 2004 г. подала в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций заявку на регистрацию информационного агентства kprf-news.ru. В рамках этого же проекта “будут размещаться теле- и радиоканалы”, говорит Баранов. А по словам члена оргкомитета СКМ Ильи Пономарева, работа по созданию интернет-агентства уже ведется.

До сих пор услуги сотовых операторов широко использовались в партийной агитации один раз – в преддверии парламентских выборов 2003 г. Тогда тысячи москвичей получили звонки от “автоматического политинформатора” “Единой России”, который призывал абонентов отдать голоса за партию. В ее столичном штабе уверяли, что это провокация. Член политсовета Союза правых сил Леонид Гозман вчера признался “Ведомостям”, что СПС “с успехом использовал такие формы работы” для контакта с активистами партии, “в том числе перед выборами”. Но привлекать новых сторонников таким образом “малоэффективно”, считает он. Да и недешево, замечает член президиума генсовета “Единой России” Владимир Мединский: одно sms стоит минимум $0,4, а в КПРФ, по данным секретаря ЦК партии по организационно-партийной и кадровой работе Валерия Рашкина, – 187 000 человек. С учетом скидок за постоянное пользование услугой “стоимость проекта может идти на сотни тысяч долларов”, полагает Мединский. Но, “если не отправлять с помощью sms манифест КПРФ”, такие рассылки “помогут расширить информированность партийцев в крупных городах”, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Вложения в сетевое СМИ, пока оно не начнет приносить доход, могут составить $100 000–150 000, а на “раскрутку” уйдет до полугода, считает Олег Матвейчев из Bakster group. Макаркин уверен, что ресурс поможет увеличить аудиторию КПРФ, поскольку партийные СМИ разобщены. Теперь же члены многочисленных региональных организаций смогут работать корреспондентами в сетевых изданиях, отмечает эксперт. На это и надеются в КПРФ. Из примерной стоимости в “$100 000–150 000”, говорит секретарь по информационно-аналитической работе ЦК КПРФ Олег Куликов, реальные затраты благодаря рвению партийцев в регионах составят около 20%. Мединский признает, что считает проекты оппонентов “эффективными”.

По словам Баранова, пилотный выпуск “теленовостей КПРФ” уже готовится и может выйти “в апреле”. А запустить он-лайн-агентство с теле- и радиоканалом “реально к концу этого года”, считает Куликов. Пока, сетует он, у сайта еще и слишком мало пользователей.