Дорога для “Шереметьево”


“Домодедово” пока единственный аэропорт Москвы, до которого можно добраться по железной дороге – с Павелецкого вокзала. Электрички во “Внуково” отправляются с Киевского вокзала, но не доезжают до терминалов примерно 1,5 км. Последняя очередь, как обещают в РЖД и “Внуково”, будет сдана к августу этого года. Поезда будут прибывать на подземную платформу, и сейчас идут работы по закрытию тоннеля. В “Шереметьево” тоже можно добраться на электричке, но с пересадкой. С ноября 2004 г. в аэропорт идет специальный маршрут с Савеловского вокзала. Поезда курсируют между Москвой и станцией Лобня, от которой до “Шереметьево” идут бесплатные автобусы.

Проект прямой ветки до “Шереметьево”, соединяющей аэропорт с Ленинградским вокзалом, был разработан еще в 1997 г. Ветку планировалось запустить вместе с новым терминалом “Шереметьево-3”. Однако участники проекта так и не договорились, на чьи деньги будет построена дорога.

Но теперь “Шереметьево” готово само профинансировать строительство дороги – только не от Ленинградского, а от Савеловского вокзала, говорит топ-менеджер аэропорта. “Но это будет только в крайнем случае”, – добавляет первый замгендиректора “Шереметьево” Сергей Недорослев. К проекту, по его словам, проявили интерес сторонние инвесторы. Их имена в “Шереметьево” не называют. Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова считает, что проект может быть интересен Сбербанку и ВТБ. Войти в проект могли бы и потенциальные эксплуатанты дороги – компании, которые смогут сами организовать движение до аэропорта.

Оценка проекта пока не готова. До своих терминалов “Шереметьево” предстоит провести 6–7 км ответвления от основной ветки, которое пройдет севернее Лобни. Топ-менеджер “Шереметьево” полагает, что для этого хватит $50 млн. А первый замгендиректора “Внуково” Виталий Ванцев считает, что проект будет стоить как минимум $150–200 млн. Чистая прибыль “Шереметьево” за 2004 г. составила, по словам финансового директора аэропорта Дмитрия Калинина, около 800 млн руб. “С такой прибылью аэропорт самостоятельно не справится с финансированием”, – говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова.

Проще всего для “Шереметьево”, по ее словам, объединиться в консорциум с ВТБ и Сбербанком, которые будут финансировать “Шереметьево-3”. “Как будущие акционеры нового терминала, они должны понимать, что прямое железнодорожное сообщение нужно для развития аэропорта и для увеличения пассажиропотока”, – замечает аналитик.

РЖД не против такого варианта, хотя и не готово совсем отказаться от своего участия в проекте, говорит начальник департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков. Ванцев соглашается, что РЖД вряд ли уступит “Шереметьево” или другому инвестору сборы за билеты. Строительство ветки до “Внуково” финансирует правительство Москвы, но билеты продает РЖД. Сборы с билетов до “Домодедово”, по словам Пашкова, достаются “Ист Лайну”, управляющей компании “Домодедово”. Но РЖД получает от оператора плату за аренду подвижного состава и инфраструктурную часть тарифа. “Это прибыльный бизнес и для нас”, – замечает Пашков.