Не забудьте кошелек


Инвестбанк Friedman, Billings, Ramsey Group недавно пригласил своего клиента – частного инвестора Ричарда Бодмана на профессиональный турнир по гольфу. Но гостем Бодман себя не чувствовал, потому что практически за все ему пришлось платить из собственного кармана. Помимо расходов за перелет и гостиницу ему пришлось отдать $5000 за матч со знаменитым гольфистом Филом Микелсоном. А если бы Бодман решил увезти домой сувенир – сумку Nike с курткой, мячами и прочими принадлежностями для гольфа, то это обошлось бы в дополнительные $850. Сам FBR оплатил только угощение – пиво и бутерброды.

Хотя отдых Бодману понравился, он говорит, что едва ли впредь будет часто ездить на такие мероприятия. “Если бы я пригласил вас на обед, а потом предложил заплатить за него, сколько раз вы бы пришли ко мне?” – спрашивает он.

Уолл-стрит всегда славился щедростью к клиентам, но в последнее время приглашения на пикники и спортивные соревнования становятся делом рискованным и потому редким. В конце прошлого года Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) начали расследования в компаниях, которые, по их мнению, слишком щедро и далеко не бескорыстно одаривали клиентов, чтобы получить от них заказы на совершение сделок с ценными бумагами.

Компаниям запрещено делать подарки клиентам на сумму свыше $100 в год. По меркам Уолл-стрит, где миллион долларов называют “баксом”, это мизер. К тому же клиенты компаний – люди состоятельные: Бодман, например, прилетел на турнир по гольфу на собственном самолете.

Гольф – излюбленное развлечение финансовых компаний. В них давно сложилась традиция приглашать клиентов на крупные турниры по гольфу, где есть возможность играть со знаменитыми профессионалами. Подобное удовольствие доступно всем, кто способен за него заплатить – $4000–10 000 за матч.

Руководитель надзорного подразделения NASD Бэрри Голдсмит беспокоится, что в благодарность за подарки и развлечения клиенты могут передавать деньги пайщиков фирме, которая платит за них, а не той, которая предлагает лучшие условия. “Это не промышленность, которая производит и продает безделушки, а отрасль, которая работает с ценными бумагами и где необходимы высокие этические стандарты, – говорит Голдман. – Вы работаете с деньгами людей, их инвестициями и доверием. То, что вполне допустимо в корпоративной Америке, может быть незаконно и неприемлемо при работе с ценными бумагами”.

Предупреждение подействовало. Некоторые банки в этом году уже обращались в SEC и NASD за разъяснениями, что считать допустимым в развлечении гостей.

Заплатив миллионы долларов за спонсорство турнира на пять лет, FBR раньше потчевал своих VIP-гостей матчами с профессионалами и дарил подарки. Он не оплачивал дорогу и проживание в отеле, но другие компании это делают. В прошлом году 600 гостей банка получили пластиковые карты со штрих-кодом, которые сканировались, когда гости заходили в павильон с едой и выходили из него. Поскольку на мероприятии присутствовали и сами банкиры, угощение подарком не считалось.

Сезон турниров по гольфу набирает силу. Уже в начале мая пройдет турнир Wachovia. Однако пресс-секретарь компании отказывается говорить, как Wachovia будет принимать гостей, “чтобы и клиентов порадовать, и правила соблюсти”. (WSJ, 7.04.2005, Татьяна Бочкарева)