Богаче Лисина только Абрамович


Сегодня российский журнал Forbes публикует список 100 богатейших бизнесменов России. В нем 31 новичок. Возглавлявший список год назад Михаил Ходорковский скатился на 21-е место с капиталом в $2 млрд. В отсутствие Ходорковского российскую “золотую сотню” открывает Роман Абрамович, у которого попросту не осталось конкурентов. Состояние губернатора Чукотки, совладельца “Сибнефти” – $14,7 млрд, в два с лишним раза больше, чем у занявшего вторую строчку Владимира Лисина.

Владелец НЛМК Владимир Лисин “подорожал” на $2,2 млрд до $7 млрд. Лисин сделал прекрасную карьеру еще в советское время – от подручного сталевара на Карагандинском меткомбинате в Казахстане до заместителя гендиректора. Начальником Лисина в ту пору был Олег Сосковец, ставший затем вице-премьером в правительстве Виктора Черномырдина. Считается, что именно Сосковец помог трейдеру Trans World Group получить контроль над ведущими металлургическими предприятиями страны. А Лисин был одним из ключевых менеджеров TWG в России. Именно он был председателем совета директоров Саянского алюминиевого завода, когда его гендиректором был назначен 26-летний Олег Дерипаска, сегодня делящий с Михаилом Фридманом 4–5-е места в “золотой сотне” ($5,8 млрд).

На НЛМК Лисин пришел в 1996 г., став членом совета директоров предприятия. К 1998 г. он контролировал 11% акций комбината. Тогда за контроль над предприятием боролись две группировки – TWG с 36% акций и фонды “Спутник” и Cambridge Capital Management (ССМ), владевшие по 25%. В августе 1998 г. Лисин разорвал отношения с TWG и принял сторону фондов, а потом в течение года выкупил их доли. В 2004 г. Лисин купил контрольные пакеты акций Стойленского ГОКа и портов в Туапсе и Санкт-Петербурге и теперь готовит свою компанию к IPO, мечтая превратить ее в “голубую фишку”.

“У него потрясающая компания с великолепной рентабельностью. И это самый новый меткомбинат”, – объясняет 2-е место Лисина в “золотой сотне” впервые попавший в нее председатель совета директоров “ВСМПО-Ависма” Вячеслав Брешт (74-е место, $390 млн).

А вот для других металлургов – Владимира Потанина и Михаила Прохорова из “Норильского никеля” – год оказался не самым удачным: из-за 22%-ного падения капитализации “Норникеля” партнеры потеряли по $700 млн. На $400 млн “подешевел” Петр Авен.

За год больше всех увеличил свое состояние председатель совета директоров АФК “Система” Владимир Евтушенков – на $3 млрд. Февральское IPO “Системы” убедило Forbes в том, что бизнесмен действительно владеет более 75% акций корпорации (после IPO она сократилась до 65,2%), объясняет Максим Кашулинский, главный редактор русского Forbes. Раньше Forbes считал, что за Евтушенковым могут стоять другие акционеры. Евтушенков оценку своего состояние назвал “ерундой”, но и сам не смог назвать точную сумму: “Я не считал, у меня на это нет времени”.

Оценки Forbes не нравятся не только ему. “Они ошиблись, завысив мое состояние [$2,3 млрд, 17-е место] в несколько сотен раз”, – сказал “Ведомостям” гендиректор “Сургутнефтегаза” Владимир Богданов. А Шалва Чигиринский говорит, что его состояние “драматически меньше”, чем указал Forbes.

Впрочем, не все оспаривают результаты Forbes. Алишер Усманов назвал оценку своего состояния “вполне адекватной”. Довольно точными назвал данные о себе и Сергей Веремеенко, который встречался с представителями Forbes и честно рассказал им о своих активах.

Общее состояние 100 крупнейших бизнесменов за год возросло на 2,9%, а миллиардеров и того меньше – на 1,7%, хотя экономика страны росла быстрее. При этом результат лидера сократился, а вот “входной билет” в “золотую сотню” подорожал на четверть – с $210 млн до $280 млн. Из 31 новичка списка Forbes семь представителей торговли, в том числе совладелец “Седьмого континента” Владимир Груздев, Сергей Петров (продавец автомобилей “Рольф”), Зарах Илиев (торговый центр “Москва”). Это отражает происходящее в экономике, отмечает Гавриленков: “Голубые фишки” близки к пределу роста, начинает подтягиваться второй эшелон, появление новых бизнесменов из новых отраслей отражает диверсификацию экономики”. Впервые оказались в списке сыновья президентов Татарстана и Башкирии Радик Шаймиев (“ТАИФ”) и Урал Рахимов (“Башкирский капитал”).

Ходорковский, по его мнению, вообще не должен находиться в списке. Недавно его пресс-центр распространил заявление, что оставшееся у него состояние не превышает $100 млн, что недостаточно для попадания в список. Но Forbes решил, что оставшиеся у Ходорковского активы стоят немало ($2 млрд). 10 других совладельцев “ЮКОСа”, в том числе пятеро экс-миллиардеров, покинули список.