На внедорожниках уже не заработать


До сих пор отраслевые аналитики считали, что GM и Ford получают основную часть прибыли от продаж внедорожников, полноразмерных пикапов и автомобилей класса люкс. Но исследование Транспортного НИИ при Мичиганском университете отчасти развеяло этот миф. Как выяснилось, доходы от продажи полноразмерных и среднеразмерных внедорожников Ford, GM и DaimlerChrysler за последние четыре года упали на 40%, или почти на $7 млрд. По оценке исследователей из Мичиганского университета, с 2001 по 2004 г. объем продаж полноразмерных внедорожников упал на 9%. В Ford признают эту проблему. На минувшей неделе председатель совета директоров и гендиректор компании Уильям Форд заявил, что продажи внедорожников падают еще быстрее, чем ожидали в компании.

Есть несколько причин снижения продаж внедорожников. Одна из них это то, что любовь покупателей к большим автомобилям, таким как Chevrolet Suburban или GMC Yukon, прошла, как только цена на бензин выросла до $2 за галлон ($0,74 за литр). Но и прежде, когда цена на топливо была не такой высокой, продажи таких кроссоверов, как Lexus RX 330, набирали обороты, в то время как спрос на внедорожники уже начал падать. Потребители оценили автомобиль с объемным багажником и высокой посадкой, как у внедорожника, и с удобным управлением, как у легковой машины. Что только ни делали автопроизводители для сохранения прежнего уровня продаж внедорожников. Так, они предлагали неправдоподобно выгодные дисконтные программы. Но это лишь привело к стремительному падению стоимости машин. Согласно исследованию, в 2001 г. автопроизводители зарабатывали $9500 на каждом внедорожнике. А сейчас маржа снизилась до $6300. На среднеразмерные внедорожники дисконты повлияли еще сильнее. Маржа на них снизилась с $7200 до $4100.

Представитель GM Джерри Дубровски допускает, что у компании имеются проблемы с продажами внедорожников. Но он утверждает что оценки института существенно отличаются от реальных финансовых показателей GM. Он добавил, что компания больше пострадала от снижения продаж, а не норм прибыли.

Сейчас два автогиганта должны либо попытаться увеличить маржу внедорожников, либо срочно разработать конкурентоспособные модели в других сегментах, которые будут приносить ту же прибыль, что раньше приносили внедорожники. Ford намерен снизить производственные издержки настолько, чтобы новое поколение седанов и внедорожников приносило достойную прибыль. “Мы не можем зарабатывать только на нескольких продуктах”, – утверждает Форд.

GM же уверена в том, что золотые времена еще вернутся. Не так давно компания приостановила работу по выпуску заднеприводных автомобилей. Вместо этого она собирается перекинуть инженеров и средства на запуск линии по производству своих самых больших внедорожников с обновленным дизайном. По словам представителей компании, новые Suburban и Yukon предложат своим владельцам более продвинутую систему потребления топлива и более мягкую езду.

А пока что японские паркетные внедорожники Honda Pilot, Toyota Highlander, Lexus RX330 и Nissan Murano отлично продаются и без больших скидок, в отличие от внедорожников из Детройта. (WSJ, 13.05.2005, Родион Левинский)