Чешский долг вернулся


Колотухин пришел в Минфин в середине 2000 г. по призыву премьера Касьянова. До мая 2004 г. он работал замминистра финансов, а после реорганизации Минфина возглавил долговой департамент. Все это время Колотухин, по сути, управлял всем внешним долгом России, который за 2001-2003 гг. снизился на $21,3 млрд до $122,1 млрд. Часть долга списана в ходе переговоров о реструктуризации, которые вел замминистра. 13 сентября 2004 г. Колотухин оставил пост без объяснения причин.

А через две недели после отставки, 30 сентября, Колотухин оказался фигурантом уголовного дела, рассказал “Ведомостям” чиновник Минфина, знакомый с материалами дела. По его словам, дело возбуждено по статье 286 часть 1 Уголовного кодекса “превышение должностных полномочий” (до четырех лет лишения свободы) и касается погашения долга бывшего СССР перед Чехией. По словам источника, близкого к следствию, сначала дело возбудила прокуратура ЦАО Москвы, но затем его забрала Генпрокуратура, а в конце концов оно оказалось в производстве следственного управления ФСБ. Во всех этих ведомствах от комментариев воздержались. Адвокат Колотухина Алексей Виноградов подтвердил информацию о возбуждении дела. По его словам, подозреваемым по делу является и сотрудник департамента управления внешним долгом Минфина Евгений Чебураев.

Источник в Минфине рассказал, что следователей интересует одна из сделок по погашению долга бывшего СССР перед Чехией. В октябре 2001 г. к соглашению между Россией и Чехией от 1994 г. было подписано дополнение. По нему $2,5 млрд долга гасились по взаимозачету через фирму Falkon и РАО “ЕЭС России”. Еще $1,1 млрд долга были дисконтированы до $700 млн, из которых $230,7 млн приходится на просроченные проценты. Остаток долга погашается по соглашению 2002 г. поставками товаров.

Одним из участников этой схемы было некое АО “Линда”, с которым Минфин в 2001 г. договорился о погашении долга в $5 млн, продолжает чиновник. По словам Виноградова, Колотухин “мог подписывать часть соглашений” с “Линдой”. По соглашению эта фирма должна была поставить чешской компании Telsko Sro целлюлозу на $5 млн, а Минфин обязался заплатить “Линде” 80% от суммы долга и так экономил $1 млн.

Тогда же “Линда” получила от Минфина предоплату на $800 000 и в течение 2002 г. исправно осуществляла поставки, рассказывает источник в Минфине. Но в конце 2002 г. партия продукции на $4,384 млн была задержана Пулковской таможней, откуда она впоследствии исчезла при неясных обстоятельствах (на таможне это прокомментировать не смогли).

Срок исполнения контракта по соглашению с Чехией был продлен до 31 декабря 2003 г., “Линда” повторно поставила Чехии товар на ту же сумму в установленный срок, и долг, по словам чиновника, полностью зачли в 2004 г. Но следователи считают, что из-за задержки “Россия понесла финансовые потери на $5 млн в виде начисленных процентов на непогашенные проценты в течение 2001–2003 гг.”, цитирует материалы дела собеседник “Ведомостей”.

Колотухин сказал “Ведомостям”, что не понимает, в чем его подозревают: такие сделки подписывались сотнями и были частью работы по урегулированию долга. Адвокат Виноградов удивлен: по его словам, на эти $5 млн проценты не начислялись. Представитель Минфина Андрей Сайко комментарии дать не смог.

Эксперты считают, что главная мишень в деле Колотухина – Касьянов. “Замминистра был доверенным лицом Касьянова, когда тот возглавил правительство”, – говорит замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он напоминает, что в пятницу депутат от ЛДПР Алексей Островский предложил комитету по безопасности Госдумы запросить у Генпрокуратуры, МВД и ФСБ материалы, “позволяющие рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел по экономическим преступлениям” в отношении экс-премьера. “Всплывшее дело Колотухина – это послание Касьянову от власти. Поэтому экс-премьер так осторожно ведет свою политическую кампанию”, – говорит Макаркин. Вчера Лефортовский суд продлил до 26 августа срок содержания под стражей замдиректора департамента международных финансовых отношений Денису Михайлову, подчиненному Колотухина в Минфине, сообщил его адвокат Ваган Егоян. Михайлов, говорит Макаркин, также считается креатурой Касьянова. Впрочем, Константин Мерзликин, замруководителя компании “МК-Аналитика”, которой руководит экс-премьер, не видит его связи между делом Колотухина и запросом депутата о компромате на своего шефа.