Промышленность в Санкт-Петербурге: Переезд – дорогое удовольствие


Первая мебельная фабрика завершила перенос своих производственных мощностей с Петроградской стороны в промзону “Парнас” на северо-западе Петербурга на прошлой неделе. Строительство новых помещений обошлось фабрике в $14 млн, сообщил гендиректор предприятия Александр Шестаков. Половину этих средств составили банковские кредиты, остальное – собственные средства предприятия, включая доход от продажи одного из зданий в центре. В прежних зданиях на Петроградской стало тесно, а территории рядом все заняты, пояснил он необходимость переезда. Площадь корпусов новой фабрики, рассказывает Шестаков, составляет около 20 000 кв. м, прежние помещения были в два раза меньше. Затраты на переезд, по словам гендиректора, окупятся за четыре года как за счет дохода от использования освободившейся недвижимости (на территории фабрики предполагается построить гостиницу), так и от увеличения в 2,5 раза объемов производства на новой площадке. Благодаря более низкой стоимости земли и оптимизации технологического процесса в новых цехах себестоимость продукции снизится на 15%, добавил он.

На чемоданах

В середине прошлого года совет директоров компании “Светоч”, выпускающей бумажные канцтовары, принял решение о выводе производства на площадку, расположенную на Петергофском шоссе, сообщил гендиректор компании Евгений Кузьмин. Переезд, по словам Кузьмина, обойдется компании в $6 млн, из которых $3 млн пойдут на реконструкцию производственного корпуса под новое производство, $2 млн – на новое оборудование и еще $1 млн составят затраты на его перевозку. Здание на Петроградской стороне акционеры “Светоча” планируют перепрофилировать под торгово-офисный центр. Однако из-за судебных разбирательств, связанных с попыткой захвата здания, переезд приостановлен, констатирует гендиректор.

Уехать из центра города с Петроградской стороны собирается и завод “Пирометр”, входящий в корпорацию “Аэрокосмическое оборудование”. По словам президента корпорации Сергея Бодрунова, в течение этого года предприятие перебазируется в Кировский район, на площадку завода “Темп”, также входящего в корпорацию. По его словам, переезд обойдется в $3 млн, его профинансирует корпорация из собственной прибыли. Эти расходы на “Пирометре” рассчитывают компенсировать за счет использования освободившихся 60 000 кв. м площадей. По словам Бодрунова, корпорация еще не определилась, как их использовать. В течение этого года, по его словам, корпорация планирует уплотнить все девять принадлежащих ей в Петербурге производственных площадок и высвободить еще 10 000 кв. м площадей. Для управления недвижимостью, рассказывает Бодрунов, “Аэрокосмическое оборудование” создаст специальную компанию, которая займется привлечением арендаторов.

Не прочь покинуть центр города и “Фабрики одежды Санкт-Петербурга” (ФОСП). Предприятие уже несколько лет ищет возможность освободить здания на Мойке, однако так и не нашло подходящего варианта, говорит гендиректор компании Владимир Михеев. ФОСП готов потратить $10–15 млн на переезд, частично из собственных средств, частично – заняв их, добавил он. Предприятие хотело бы приобрести пустующие цеха какого-либо предприятия. “Но выставленные на продажу помещения либо находятся в ужасном состоянии, либо очень дороги”, – говорит Михеев. Земля в инженерно подготовленных промзонах также в дефиците, сетует он.

А, например, водочный завод “ЛИВИЗ” не хочет оставлять насиженное место на Синопской набережной, рассказывает член совета директоров предприятия Юрий Локтионов. “Мы подсчитали, что новый завод обойдется не менее чем в $15 млн. Еще около $10 млн необходимо для реконструкции существующих зданий для коммерческого использования. Этот проект невыгоден – на разнице ставок завод сэкономит только около $100 000 в год”, – пояснил он.

Благие намерения

Администрация города пытается уговорить промышленников вывести производства из центральных районов Петербурга не первый год. Около 20% земли в центре города занято фабриками и заводами, причем 40% площадей сдаются в субаренду, свидетельствуют данные Комитета экономического развития и промышленной политики петербургской администрации (КЭРППТ). Чиновник КЭРППТ, просивший не упоминать его имя, говорит, что город готов помогать предприятиям выезжать из центра, например, предоставляя участки земли в промзонах, минуя торги.

Эксперты говорят, что переезд из центра сулит предприятиям экономическую выгоду, но для этого требуется много денег.

В первую очередь из центра должны выезжать компании, работающие на высококонкурентном потребительском рынке, считает ведущий консультант консультационной компании “Альт” Татьяна Андреева. По ее оценке, благодаря переезду можно сократить на 30% себестоимость продукции за счет экономии на аренде земли. А затраты на переезд можно окупить за три-пять лет, в том числе продажей или сдачей в аренду освободившейся недвижимости, добавляет она. Заводам есть смысл переезжать на окраины ради более дешевых арендных ставок, а затем предлагать освободившуюся землю девелоперам, соглашается управляющий компании “Структура Петербург“ Игорь Водопьянов. Однако на практике, говорит он, такая схема не работает. “Большинство промышленных предприятий давно уже таковыми не являются, сдавая свои площади в субаренду”, – считает он.

Сценарий Первой мебельной фабрики неосуществим для подавляющего большинства промышленных предприятий Петербурга, считает и руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский. “У компаний нет таких оборотных средств, а привлекать дешевые ресурсы они не умеют”, – говорит эксперт. Проще осуществлять такие проекты большим корпорациям, которые могут без особого труда их профинансировать, добавляет Андреева из “Альта”.

А президент Гильдии управляющих и девелоперов Александр Гришин считает, что только предприятию, загруженному заказами, есть смысл вкладываться в переезд. Но в Петербурге лишь единичные заводы, связанные с экспортно-ориентированным машиностроением и судостроением, полностью загружены, а они как раз и не стремятся за пределы центра, отмечает Андреева.