НА КОНТИНЕНТАХ: Клюшкой по дому


Дик и Сандра Джонсон сидят у бассейна за своим домом в Глендэйле (штат Аризона), расположенного неподалеку от поля для гольфа, принадлежащего гольф-клубу Arrowhead Country Club. Хотя супруги Джонсон, владельцы сети мебельных магазинов, порой и играют в гольф, они продают свой дом за $585 000 в значительной степени именно из-за этого поля.

За последние пять лет это поле, построенное в 1986 г., пришлось несколько раз обновлять, чтобы оно могло составить достойную конкуренцию другим гольф-полям, появившимся поблизости в последнее время. Расходы на модернизацию привели к росту годового взноса Джонсонов, являющихся членами Arrowhead Country Club, почти в два раза до $5100. “У меня такое ощущение, что каждый раз, когда я играю, это обходится мне в $1000”, – говорит Сандра Джонсон.

Поля для гольфа, которые в 1980–1990-е гг. были одной из самых привлекательных особенностей рынка недвижимости, сегодня теряют привлекательность для некоторых владельцев домов из-за существенного увеличения членских взносов и расходов на содержание. Любителей гольфа, которые хотели бы жить рядом с полем, привлекают новые, более современные поля, что заставляет уже существующие гольф-клубы менять ландшафт, модернизировать дренажные системы, устанавливать фонтаны – и все это ложится дополнительным финансовым бременем на членов клуба. Ситуация осложняется тем, что интерес к этому виду спорта и отдыха угасает. “Идет жестокая борьба за игроков, число которых сокращается”, – говорит дизайнер полей для гольфа Риз Джоунз.

Клуб Deering Bay в Корал-Гэйблзе (штат Флорида) сейчас занимается обновлением своего построенного 13 лет назад поля, что обойдется ему в $3,5 млн. Поэтому 360 членов клуба, многие из которых живут поблизости, должны будут в течение ближайшего десятилетия доплачивать по $125 в месяц. По данным KPMG, модернизация и перестройка поля могут добавить к расходам членов клуба $3 млн. И это в дополнение к тем $1–3 млн, которые ежегодно тратятся на содержание,

Еще 10 лет назад казалось, что все, что нужно девелоперу, чтобы представить застройку в округе как эксклюзивную, – это добавить поле для гольфа. Покупателям нравилось такое соседство: жить рядом с полем для гольфа означало иметь красивые панорамные виды, вести неспешный, расслабленный образ жизни, и ехать далеко не надо, если хочется поиграть. Дома в таких районах “с видом премиум” стоили на 15–20% выше аналогичного жилья, не имеющего рядом поля для гольфа. А дополнительные расходы в виде членских взносов, которые в таких клубах, как Bears Club в Джупитере (штат Флорида), могут составлять $350 000, давали ощущение эксклюзивности. Еще в 2000 г., по данным Национального фонда гольфа, девелоперы возводили в год около 200 жилых районов с полями для гольфа. Дома в таких районах – сплошь класса люкс. В районе Кэньон-Гейт в Лас-Вегасе, построенном в 1985 г., дом с пятью спальнями, расположенный рядом с полем для гольфа, стоит $1,75 млн (аналогичный дом не рядом с полем – $1,2 млн). Покупатели домов в Индиан-Уэллсе (штат Калифорния) платят $3 млн за дом на участке в 2 акра и $250 000 за членство в клубе.

Однако в последние пять лет число любителей гольфа в стране стабильно держится на уровне 25–27 млн человек. И, по словам Тома О’Мира, гендиректора калифорнийской компании Cypress Investments, специализирующейся на финансировании строительства полей для гольфа, “разрыв между спросом [на поля] и предложением достиг угрожающих масштабов”.

Именно поэтому, говорят руководители старых гольф-клубов, необходимо идти в ногу со временем и модернизировать поля. Так, в построенном в 1986 г. Starr Pass Resort в Таксоне (штат Аризона) членские взносы выросли с $18 000 до $22 000, поскольку клуб расширяет поле и реорганизует ландшафт. Однако, по словам его президента Криса Энсли, стоимость домов в округе выросла на 56% после того, как в ходе работ по модернизации клуба рядом был построен отель с окруженным стеклянными стенами бассейном с минеральной водой. Управляющие таких клубов, как Arrowhead и Deering Bay, говорят, что, если поля поддерживать в конкурентоспособном и привлекательном состоянии, расположенные рядом дома будут продаваться двум категориям покупателей: выходящим на пенсию беби-бумерам и тем, кто покупает себе дом для отдыха.

Однако в некоторых местах, где полей для гольфа уже достаточно много, членские взносы и расходы на их содержание растут быстрее, чем цены на дома. Девять лет назад агент по недвижимости Ларри Холпин купил в Нэйплзе (штат Флорида) дом с тремя спальнями за $205 000 с потрясающим видом на поле Pelican Marsh Golf Club. За вступление в клуб он заплатил $41 800. С тех пор стоимость его дома выросла более чем в два раза, однако стоимость вступительного взноса увеличилась более чем в три раза. Сейчас он продает дом вместе с членством в клубе за $500 000. Хотя рынок недвижимости в этом районе бурно развивается, он пока так и не нашел покупателя. “Если бы не членство в клубе, я бы уже 10 раз продал свой дом”, – говорит Холпин. (WSJ, Михаил Оверченко)