КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Пророки в своем отечестве


Российский мебельный рынок оценивается более чем в $2 млрд и продолжает быстро расти, стремясь удовлетворить массовый спрос отечественного покупателя. Из 145-миллионного населения России 20% принадлежат к растущему среднему классу, а 10% живут в Москве, где идет бурное строительство нового жилья и офисных зданий.

В столице уже сейчас насчитывается около 400 мебельных магазинов, а книжные магазины заполнены глянцевыми журналами типа Elle Decor и Architectural Digest наряду с дорогими российскими изданиями, такими как Мonitor. Первый экземпляр российского выпуска международного дизайнерского журнала Wallpaper* появился в продаже в феврале. По словам его издателей, на российском рынке они планируют продавать по 25 000–30 000 экземпляров в месяц, и это в дополнение к общему мировому тиражу в 108 000 экземпляров.

В такой ситуации совершенно естественно, что в России станет увеличиваться число мебельных выставок. А компания Cosmit, организатор миланского салона Internazionale del Mobile, планирует в этом году привезти в Москву группу итальянских производителей мебели. Чуть раньше на российском рынке прошла британская выставка современного дизайна “100% Дизайн”. Она состоялась в Москве в 2004 г. и привлекла более 14 000 посетителей.

Для молодых дизайнеров выставки – это событие гораздо более значимое, чем магазины, специализированные издания и новое строительство, которое разворачивается в Москве. Многим еще только предстоит просиять на мебельном рынке России – пока суперэлита страны все же предпочитает иностранные брэнды, уже считающиеся престижными на мировом рынке, такие как Alessi, Cappellini, Boffi и др., которые продаются в московских элитных магазинах Station Design и Leg Alto.

В России существуют небольшие, но уже снискавшие признание дизайнерские студии, такие как студия Алешина, “Теплицкая – Дизайн и Респект”. И все же продвижение на рынке молодых и неизвестных дизайнеров – задача весьма сложная. Айан Радж, управляющий директор “100% Дизайн”, сравнивает сегодняшнюю ситуацию в России с той, которая была в Великобритании лет 10 назад, когда современная мебель почти не пользовалась спросом, а дизайнеры, работающие в современном стиле, были едва известны. Сегодня “в России потребители знают о некоторых брэндах, но, покупая мебель, руководствуются иными принципами, чем при покупке автомобиля или выборе модной одежды”, объясняет Радж.

С этим мнением согласна и Наталья Вишнякова, один из представителей дизайнеров нового поколения. “Если мы говорим о стилистических концепциях, которые привлекают наших покупателей, тогда речь идет о стандартном классическом дизайне и раскрученных дизайнерах и брэндах, как правило итальянских”, разъясняет она. “Элита предпочитает покупать вещи с марками, а не новаторские решения дизайнеров, – говорит Алексей Михайлов, еще один молодой дизайнер. – Нет никакой “средней” или “промежуточной” ступени в российском обществе и во вкусах потребителей”.

Эта мысль отражается и во мнениях производителей. “Их политика полностью соответствует требованиям, личным вкусам и “режиму экономии” на дизайне”, – говорит Вишнякова. А в результате, поясняет Радж, в стране нет основ для производства высококачественной мебели.

Поэтому дизайнеры должны прибегать к таким же хитростям, к каким прибегали британцы, обращаясь к производителям из бывшей Восточной Европы или импортируя материалы, изготавливать мебель самим. Но это едва ли может считаться массовым производством.

К счастью, на московской выставке 100% Design уже стали известны некоторые “истории успеха”. Константин Ларин, победитель прошлогоднего конкурса “Сделано в России”, получил право представлять свою компанию Uni Design на выставке 100% Design в Лондоне, и это дало ему возможность начать собственное производство. В этом году Uni Design демонстрирует плоды своих достижений с помощью финской компании Kirsi Oy, представляя коллекцию столов и скамей UNIbankers.

Другой молодой талантливый лауреат – Алексей Бородин также стремится к международному признанию. Не так давно ему заказали разработать дизайн мебели и интерьеров для 120 гостиничных номеров. По его словам, разработка должна быть выполнена в этническом стиле, а заказ поступил от российского клиента.

Ни один из этих дизайнеров не считает, что представляет особый национальный стиль в современном мебельном дизайне. Сам Бородин утверждает, что “российский подход будет определен только тогда, когда российские производители выйдут на мировой рынок. Пока же русский стиль – это только синтез всего, что стало доступным в России”.

Однако большинство творений являются чересчур современными, угловатыми и зачастую выглядят слишком яркими. “Дизайн мебели в России сейчас более дерзкий, яркий и более блестящий”, – признает Радж.

Интересными примерами этого направления являются кресло-ящик Константина Мазуревского, бамбуковая лампа Марии Сумниной и многогранный шезлонг Алексея Михайлова, а также работа Ларина кресло-батут, за которую он получил премию в прошлом году.

Даже если избалованные роскошью россияне не примут отечественные таланты, нет причин, которые помешали бы этим смелым, ярким и блестящим художникам завоевать популярность на Западе. (FT, Ксения Чурлина)