Не уверен – не покупай


Индекс потребительской уверенности (ИПУ), рассчитываемый центром Conference Board, упал со 105,5 пункта в августе до 86,6 пункта в сентябре. “Это самый низкий показатель с октября 2003 г.”, – говорит директор центра Линн Франко.

По мнению Франко, одной из причин резкого падения индекса доверия стал ураган “Катрина”, который обрушился на побережье Мексиканского залива в конце августа и взвинтил цены на бензин и дизельное топливо. На снижение индекса повлияли и первые признаки охлаждения рынка продаж жилья, считают в Conference Board. Падение спроса на новые дома потенциально означает трудности для потребителей, которые все чаще пользуются растущими ценами на недвижимость для обеспечения своих покупок. По данным председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспэна, американцы под залог своих домов взяли за прошедший год кредитов на $600 млрд. Теперь снижение продаж жилья может несколько уменьшить их покупательную способность. В августе продажи домов, рассчитанных на одну семью, снизились на 9,9% до примерно 100 000 домов. А в июле в этом секторе экономики был рост на 5,37%. Такие данные приводит Министерство торговли США, отмечая, что эти данные еще не дают основания для каких-либо серьезных выводов. Американские потребители оказались зажаты между растущими расходами на бензин и зависимостью покупательской способности от цен на недвижимость, считает Франко. Впрочем, экономисты и представители строительного бизнеса пока не готовы согласиться с утверждением, что рынок жилья охлаждается. Объем продаж новых домов постоянно меняется, а их цена растет. Так, средняя цена нового дома в июле поднялась с $215 000 до $220 300.

Другим важным фактором эксперты Conference Board считают нестабильную ситуацию на рынке труда. За последний месяц число американцев, считающих, что “найти работу стало трудно”, увеличилось с 23,1% до 25,4%. “Несмотря на то что цена на бензин слегка понизилась, она все еще остается высокой. В сочетании с ослабленным рынком труда это отрицательно скажется как на индексе потребительской уверенности, так и на уровне расходов”, – уверена Франко. Впрочем, положительное влияние на индекс уверенности окажет начало крупномасштабной операции по восстановлению разрушенных ураганами “Катрина” и “Рита” районов, которая улучшит ситуацию на рынке рабочей силы. Но пока у экспертов “слишком много поводов для беспокойства”, признается Франко, хотя, по ее мнению, провал в значениях индекса не будет долгосрочным – “к Новому году он вернется на прежний уровень”. (WSJ, 28.09.2005, Иван Филиппов)