Delphi утащит за собой GM


Как самостоятельная единица Delphi начала свою деятельность в 1999 г. Компания была создана путем отделения части активов GM. Акции Delphi были распределены между акционерами автоконцерна. При этом автогигант остался крупнейшим заказчиком Delphi. Однако, по словам представителей компании, от GM помимо крупного бизнеса ей достались высокие расходы на оплату труда рабочих. Так, бывшим работникам GM, перешедшим в 1999 г. в Delphi, производитель комплектующих был вынужден платить $27 в час. Компания должна была выплачивать своим работникам большие страховки, пенсионные пособия, а также платить зарплату и социальные выплаты 4000 уволенных сотрудников (по действующим трудовым контрактам GM уволенные работники получают зарплату до полного окончания трудового договора). На содержание одних только уволенных сотрудников Delphi тратила около $400 млн в год.

Эти затраты и подкосили компанию. Каждый год она терпела убытки, что в итоге привело к ее банкротству. 8 октября Delphi официально заявила о своем банкротстве и начале процесса реструктуризации, который должен завершиться в середине 2007 г.

Банкротство Delphi грозит крупными неприятностями для ее бывшей материнской компании. Когда автопроизводитель отделял Delphi, он взял на себя обязательства выплачивать работникам бывшей “дочки” пенсии и социальные пособия. За шесть лет GM сильно задолжала Delphi. По оценкам самого автопроизводителя, объем его обязательств перед Delphi может составлять около $11 млрд. Производитель комплектующих, в свою очередь, должен GM $1,2 млрд. Но согласно статье 11 закона о банкротстве США компании-кредиторы не имеют права требовать с банкрота возвращения долга до окончания реструктуризации банкрота. Кроме того, из-за банкротства Delphi в опасности находится производственный план GM – бывшая “дочка” поставляет комплектующие для автогиганта.

И без Delphi у GM в последнее время не все гладко: в первой половине 2005 г. чистый убыток компании в США составил $2,5 млрд. А после известия о банкротстве Delphi и предполагаемом объеме долга автопроизводителя ситуация еще более усугубилась. За нынешнюю неделю акции GM упали на 7%. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг автопроизводителя до BB-. “Банкротство Delphi может иметь самые печальные последствия для GM”, – говорит Майкл Мец, отвечающий за инвестиционную стратегию компании Oppenheimer & Co. А по словам представителя одной брокерской компании, банкротство производителя автокомплектующих может повлечь за собой банкротство General Motors. (Использованы материалы WSJ и FT.)