САЙТ ДНЯ: Дизайн – К. Малевич


Есть такие сайты, которые существовали, кажется, всегда. Возможно, именно из-за этого они и не попадают в обзоры: подозреваешь, что, так же как и ты, о привычных вещах знают все остальные. Однако на деле это не так: новые люди приходят в Интернет постоянно и мне регулярно присылают ссылки на сайты, о которых я рассказывал лет пять назад. Тем более стоит рассказать о ресурсе, проверенном временем.

Речь пойдет даже не о сайте, а о страничке – www.lexa.ru/lexa/black, открыв которую пользователь увидит копию произведения изобразительного искусства, произведения настолько знаменитого, что знакомы с ним даже те, кто совершенно не интересуется живописью. Это “Черный квадрат” Казимира Малевича. Разумеется, это не просто геометрически правильное черное пятно, а художественный проект, в качестве оригинальной формы для которого и было выбрано это произведение.

Если навести курсор мыши на этот квадрат, станет понятно, что он является ссылкой. Присмотревшись или кликнув несколько раз в разных местах, вы поймете, что ссылок здесь много, а точнее, каждая точка – это ссылка на какой-нибудь ресурс Рунета. Более того, на экране практически весь Рунет. Каждой точке соответствует тот или иной российский www-сервер, расположенный в доменах второго уровня в нынешней российской зоне .ru и в бывшей советской – .su. То есть www.vedomosti.ru здесь наверняка есть, а вот www.echo.msk.ru точно нет, поскольку это уже домен третьего уровня. По умолчанию ссылки открываются в новых окнах, так что смело можно жать сколько угодно раз, а потом просматривать открывшееся.

Сейчас здесь почти 280 000 точек-ссылок, и это не совсем квадрат: горизонтали чуть-чуть длиннее вертикалей. Казалось бы, не так уж и много, но семь лет назад, когда этот проект увидел свет, Рунет был в 15 раз меньше, умещаясь в очень похожий на квадрат прямоугольничек размером 143 х 140 точек. Авторы (известные интернет-деятели Александр Гагин и Алексей Тутубалин) предупреждают, что не несут никакой ответственности за доступность каждого конкретного сервера, но на тот момент, когда их проверяли (последний раз – в сентябре этого года), они работали.

Как это часто бывает с художественными проектами, никакой практической пользы от него ждать не приходится. Можно с упоением искать вслепую знакомые ресурсы, смотреть, что находится в конкретных точках (например, 13 х 13, или 100 х 100, или “номер квартиры х номер дома”), или просто гадать.