Продать Россию россиянам


Предложения регулятора не смутили компании, планирующие IPO. Вице-президент Внешторгбанка Алексей Акиньшин говорит, что эмитентам совсем не трудно выпустить еще и РДР. С ним согласен зампред правления Росбанка Герман Алиев – он уверен, что спрос на новые бумаги будет неплохой и треть объема IPO можно с успехом разместить на российском рынке.

ФСФР уже давно старается заставить крупных и “качественных” отечественных эмитентов продавать свои бумаги внутри страны, а не только на Западе. Законопроект, обязывающий российского эмитента перед IPO на иностранной бирже предложить свои бумаги и дома, уже прошел первое чтение в Госдуме и будет принят до конца года, надеется Вьюгин. “Но как быть с иностранными холдингами, владеющими российскими активами? Мы не хотим, чтобы это [такая структура компании] стало инструментом обхода регулирования”, – заявил Вьюгин в Лондоне на международной конференции, организованной “Ведомостями”.

Эту лазейку использовала торговая компания “Пятерочка” – в мае она разместила в Лондоне 30% акций Pyaterochka Holding N.V, зарегистрированной в Нидерландах. Тогда ФСФР попросила эмитентов и инвестбанки “воздержаться от подобной деятельности”. Однако уже в июне “Евразхолдинг” разместил в Лондоне GDR люксембургской Evraz Group S.A., выпущенных на 8,3% акций компании.

Теперь ФСФР придумала, как быть с такими “квазииностранными” эмитентами, – “настойчиво предлагать” им, как выразился Вьюгин, одновременно с IPO размещать российские депозитарные расписки (РДР) на наших биржах. Законопроект, регулирующий выпуски РДР, уже окончательно согласован, и правительство скоро внесет его на рассмотрение в Госдуму. Юридических оснований контролировать иностранные компании, пусть и с российскими активами, у ФСФР нет – это признает и сам Вьюгин. Но при отсутствии инструмента (т. е. РДР) на них невозможно оказывать и “моральное давление”, замечает сотрудник службы. РДР по сути “единственный способ реально завлечь эмитентов типа “Пятерочки” на российский рынок”, согласен исполнительный директор “Атона” Дмитрий Старенко.

В высоком спросе на РДР уверен и вице-президент отдела продаж “УралСиба” Александр Захаров. Хотя Старенко из “Атона” отмечает, что инвестиции в РДР могут быть более рискованны, чем вложения в акции. “Бывает, что владельцев депозитарных расписок забывают уведомить о важных корпоративных событиях, да и лимиты на банк-эмитент могут быть ниже, чем на компанию-эмитента”, – говорит он. С ним согласна директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова. Но для этого “служба должна установить соответствующие требования к эмитентам и депозитариям, чтобы свести к минимуму риски РДР”, говорит президент Объединенной финансовой группы (ОФГ) Илья Щербович.

Пока примерно 75% торгов акциями российских компаний происходит на зарубежных площадках. Выбирая для размещения западные биржи, эмитенты чаще всего ссылаются на низкую ликвидность нашего рынка. Однако в последнее время ситуация стала меняться. Еще летом дневной объем торгов акциями на российских биржах ММВБ и РТС составлял $300–400 млн, но в сентябре, по словам представителя ММВБ, обычными стали уже $700–800 млн. А состоявшаяся в сентябре продажа 10% акций МТС на российском рынке принесла Deutsche Telekom $1,5 млрд.