Экологи помешали ENI


Запасы месторождений норвежской части Баренцева моря оцениваются более чем в 8 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Но эта зона богата рыбой и потому вызывает пристальное внимание со стороны экологов. Так, в Баренцевом море разрешено проводить буровые работы только с нулевым сбросом. Однако выброса отходов при пробном бурении редко удается избежать. Так, в начале 2005 г. власти Норвегии приостановили буровые работы Norsk Hydro, после того как были зафиксированы два случая выброса компанией отходов в воды Баренцева моря.

На прошлой неделе Министерство окружающей среды Норвегии отложило начало проведения разведочных и буровых работ итальянской ENI на месторождении “Голиаф” в Баренцевом море. Как говорят представители министерства, к ним поступили жалобы от экологических организаций. Экологи пожаловались, что компанией не соблюдаются установленные в зоне экологические нормы. По словам нефтяного аналитика крупного норвежского банка, рассмотрение жалоб может занять до нескольких недель. “Я думаю, это чисто политический шаг, – говорит аналитик. – В Норвегии недавно сменилось правительство. Новый министр хочет показать, что будет вплотную заниматься вопросами нарушения охраны окружающей среды”.

Задержка начала проведения работ ENI совсем не с руки: у компании 60 скважин в Норвегии, и только на “Голиафе” была обнаружена нефть. Бурение на месторождении должно было начаться еще в августе, но тогда оно было задержано одним из участников проекта по разработке месторождения – Statoil, которая была занята собственным месторождением в Северном море.

Российским экологам остается только завидовать удаче своих зарубежных коллег. В частности, их недовольство вызывали планы “ЛУКОЙЛа” добывать нефть на Балтике. Но больше всего копий сломано вокруг проекта “Сахалин-2”. Целый ряд экологических организаций несколько лет подряд убеждают оператора проекта – Sakhalin Energy, что деятельность компании может нанести вред популяции занесенных в Красную книгу серых китов. В итоге по требованию экологов Sakhalin Energy изменила морской маршрут трубопровода. Но природоохранные организации на этом не успокоились. Они пожаловались на Sakhalin Energy в Европейский банк реконструкции и развития, который может участвовать в кредитовании компании. Недавно ЕБРР объявил, что намерен тщательно изучить доводы экологов.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров не видит ничего удивительного в неудачах российских экологов. Экологические стандарты в нефтяной промышленности развитых стран очень высоки, и России до них далеко. “В таких странах, как Норвегия, Канада и США, на охрану окружающей среды расходуется до 10% суммарных инвестиций, а в России доли процента, – говорит Нестеров. – На Западе экологические требования жестко закреплены в контрактах. Работающие в нашей стране западные компании стараются сэкономить, потому что знают, что останутся безнаказанными”. (Использованы материалы WSJ.)