Цифровые камеры наступают


Первая цифровая камера была создана в 1975 г. в лаборатории Kodak. В России первые цифровые камеры появились в середине 90-х и рассматривались исключительно как часть компьютерной системы. Сейчас на российском и мировом рынках цифровые фотокамеры уверенно вытесняют своих пленочных собратьев. Так, согласно данным Kodak, недавно полностью переориентировавшейся на “цифру” и отошедшей от выпуска пленочных фотоаппаратов, в 2002 г. всего 8% семей в Европе использовали цифровые камеры, а к 2005 г. их было уже 35%. Согласно прогнозам, в 2007 г. цифровые фотоаппараты будут уже у 52% семей.

В России, по оценкам GfK RUS, в феврале – июле 2005 г. доля проданных цифровых фотокамер составила 64,7%, а пленочных – 35,3%. При этом еще год назад дело обстояло с точностью до наоборот: на пленочные фотокамеры приходилось 62,3% продаж, а на цифровые – 37,7%. Всего в I квартале 2005 г., по оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж цифровых камер всех типов и категорий в России составил 530 000 шт. Примерно половину рынка делят компании “большой пятерки” – Canon (16%), Nikon (9%), Konica Minolta (8%), Olympus (7%) и Sony (7%).

Чем снимать

Чем же хороши цифровые камеры? Главное их преимущество в том, что вы можете увидеть снимок через секунду после съемки и, соответственно, отредактировать его или удалить. Не надо постоянно покупать новую пленку – достаточно иметь с собой несколько карточек памяти. Также цифровой фотоаппарат может достигать сверхминиатюрных размеров, чего не может позволить себе пленочная камера. К тому же в последнее время все большее количество цифровых фотоаппаратов могут записывать видеоролики. Таким образом, можно получить два устройства в одной упаковке.

Тем не менее, по словам менеджера по развитию бизнеса Canon Дмитрия Рахманова, если покупатель располагает не более чем $100 и при этом хочет приобрести хороший фотоаппарат, лучше остановить свой выбор на пленочной камере. “При сопоставимой стоимости цифрового и пленочного оборудования хорошая пленочная зеркальная камера даст цифровой сто очков вперед”, – соглашается редактор журнала Digital Camera Photo & Video Дмитрий Серебряков.

Сейчас основным недостатком “цифры” по сравнению с аналогичной по возможностям пленочной камерой является достаточно узкий динамический диапазон, считает Серебряков. То есть, если вы снимаете против солнца, то можете получить на снимке выбеленные света и забитые тени.

Большинство любителей, выбирая цифровой фотоаппарат, ориентируются в первую очередь на размер матрицы, полагая, что чем больше мегапикселей, тем лучше. По данным Smart Marketing, на российском рынке в I квартале доминировали три сегмента – три (18%), четыре (33%) и пять (32%) мегапикселей. Максимальное количество мегапикселей в любительских камерах, по словам Серебрякова, – 10–13, в профессиональных же фотоаппаратах может быть и 17 мегапикселей.

Однако эксперты в один голос уверяют, что для тех, кто хочет делать фотографии нормального качества размером 10 х 15, достаточно будет камеры с разрешением всего в два мегапикселя. “Погоня за мегапикселями – по большому счету маркетинговый ход”, – говорит Серебряков. “На итоговое качество снимка влияют другие факторы – свойства объектива, процессор обработки снимков, четкость оценки автоматикой условий съемки”, – добавляет главный редактор журнала “Лучшие цифровые камеры” Александр Сидоровский. А по мнению главы представительства Nikon Europe в России Василия Бурмистрова, в цифровой фотоиндустрии в ближайшее время сменятся приоритеты: число пикселей перестанет играть ведущую роль, и на первый план выйдут zoom (оптическое приближение), скорость работы, качество съемки и новые функции, например автоматическое удаление эффекта красных глаз, корректировка экспозиции и автофокусировка по лицу.

При выборе фотоаппарата эксперты советуют обращать пристальное внимание на оптику. “Это, наверное, самый значительный фактор влияния на качество снимков”, – говорит Сидоровский. Если взять камеру с двумя мегапикселями, но качественным объективом, снимки получатся резкими, правильными по цветам, без искажений и отлично распечатаются даже на 10 х 15, приводит пример Сидоровский. Если же, замечает он, 8-мегапиксельную камеру оснастить слабой оптикой, результатом будет смазанный тусклый снимок, мелкие детали на котором будут просто неразличимы, зато цветовые и геометрические искажения станут неприятно бросаться в глаза.

По словам Сидоровского, есть несколько признаков, по которым можно определить хороший объектив. Во-первых, в нем будут использованы специальные линзы, которые борются с различными искажениями. Во-вторых, он обладает приличной светосилой. В-третьих, его кратность увеличения не превышает 5х. Сменная оптика, по мнению Серебрякова, нужна только в том случае, когда штатный объектив не может решить поставленную задачу. Например, нужно снять что-то крупным планом, а возможности подойти поближе нет. В этом случае фотографа выручит телеобъектив.

Zoom в фотоаппарате может быть цифровым, оптическим и скомбинированным, включающим оба вида увеличения. По мнению Серебрякова, любителям лучше всего остановить свой выбор на трехкратном оптическом zoom. “Цифровое увеличение просто увеличивает размер картинки, отрезая все лишнее, что при увеличении не попало в кадр, камера с оптическим увеличением фотографирует уже увеличенный оптикой предмет в прежнем качестве”, – объясняет Серебряков.

По стоимости цифровые фотоаппараты можно поделить на четыре категории, считает зам главного редактора журнала Digital Foto Алексей Ерохин. За $100–200 можно купить простейшую цифровую камеру, фотоаппараты за $200–500 уже предназначены для продвинутых любителей, за $500–1000 продаются полупрофессиональные камеры, а все, что свыше $1000, относится к классу профессиональных фотоаппаратов.

Надо сказать, что сейчас цифровые снимки могут с успехом делать не только специализированные фотоаппараты, но и мобильные телефоны со встроенной фотокамерой. В большинстве из них разрешение уже превысило один мегапиксель, но производители не останавливаются на достигнутом. Так, летом этого года Samsung анонсировал выпуск телефона с 5-мегапиксельной камерой, у которой имеется автоматический и ручной фокус и контроль баланса белого. По оценкам Kodak, в 2005 г. в Европе будет продано 62 млн телефонов с фотокамерой, что составляет более 40% от рынка трубок, а в 2007 г. их будет уже 100 млн.

По мнению директора по маркетингу Kodak Кирилла Яновского, в будущем фототелефоны могут потеснить сегмент компактных фотоаппаратов. “Часть спроса в сегменте недорогих и функционально скромных камер начального уровня будет отчасти покрываться за счет телефонов со встроенными камерами”, – соглашается Бурмистров. Однако, по мнению производителей, полностью заменить цифровые камеры фототелефоны не смогут. “Хотя бы, например, из-за ограничения в размерах и в качестве оптики”, – замечает Бурмистров. “Фототелефоны, наоборот, во многом способствуют развитию цифровых камер, “наигравшись” с некачественными фотографиями на мобильном, люди понимают прелесть цифрового фото и покупают нормальную камеру”, – считает Рахманов.

Где хранить

Хранить цифровые фотографии можно на домашнем ПК, но мобильность диктует новые подходы. Хотя есть 2 и даже 4 Гб карты памяти, места для снимков может не хватить даже для одной фотосессии – размеры кадров растут вместе с числом точек в матрице. Так, если сохранять фотографии в формате JPG, то снимок, сделанный 2-мегапиксельной камерой, будет “весить” 0,5 Мб, 6-мегапиксельной – 1–1,5 Мб, 8-мегапиксельной – 2 и более Мб. Часто лучшим выходом будет использование переносных хранилищ со встроенными винчестерами в 40–100 Гб, на которые можно перенести снимки, а некоторые позволяют просматривать снимки на специальном экране. Стоимость их колеблется от $200 до $300. Появляются и такие экзотические устройства, как фоторамки, в которые встроен ЖК-дисплей и память, – на столе она выглядит как обычная рамка.

Где печатать

Если с пленкой наслаждаться снимками можно, только проявив ее и напечатав фотографии, то с “цифрой” все иначе. Переправив снимки на компьютер, их можно сразу посмотреть, выложить на сайт или послать друзьям. Поэтому подавляющее число снимков хранится исключительно в электронном виде. По оценкам Kodak, в 2004 г. в Европе было сделано 6,6 млрд цифровых фотографий, из них ненапечатанными осталось более 75% – 5,6 млрд шт.

Однако в Kodak считают, что в ближайшее время стоит ожидать роста отпечатков, в первую очередь при помощи домашних фотопринтеров. По их оценкам, количество отпечатков, сделанных дома, к 2007 г. увеличится в мире вдвое и составит 19 млрд шт.

Основное преимущество домашних принтеров перед лабораториями – удобство. “Фотопринтер сокращает время от срабатывания затвора камеры до печати снимка до минимума”, – замечает Бурмистров. Компактный принтер напечатает фотографии где и когда угодно – хоть на пляже или на вечеринке, ведь есть модели, которые печатают с карт памяти даже без розетки.

Тем не менее у лабораторий есть свое преимущество. В них стоимость цифрового отпечатка 10 х 15, по словам Ерохина, обойдется от 5 до 10 руб., а домашний принтер на специальной бумаге напечатает за 7–15 руб. и за сам принтер придется выложить $100–200. Экономя на масштабе, фотолаборатории предоставляют различные дополнительные услуги и сервисы. Например, убрать со всех снимков “красные глаза” и правильно кадрировать изображение можно и на домашнем ПК, но умеют это делать немногие.

Фотографии можно печатать и в фотокиоске. Это приборы размером с банкомат для печати снимков с карты памяти или CD. По оценке Mitsubishi Electric, в 2004 г. в мире было установлено 193 697 фотокиосков, а в 2005-м их число вырастет на 36%. Себестоимость печати одного снимка в нем около 5 руб.

Можно заказать печать цифровых фотографий и прямо в Интернете, например на сайте оператора широкополосного доступа “Стрим”. Надо загрузить свои фотографии на сайт и заполнить там же бланк заказа. Печать одной фотографии 10 х 15 обойдется даже дешевле, чем в лаборатории, – 3,5 руб. Фотографии можно забрать самому или заплатить за доставку по Москве 60 руб.