“Ингеоком” поможет ЦСКА построить стадион


Как рассказал “Ведомостям” президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер, до конца года “Ингеоком” в качестве технического заказчика проведет конкурсы по выбору архитектурного проекта нового стадиона и генподрядчика. “Строительство арены, рассчитанной на 30 000 зрителей, планируется начать в следующем году”, – отметил Гинер. В “Ингеокоме” подтвердили факт сотрудничества с ЦСКА, однако от более детальных комментариев отказались.

О выделении участка на Песчаной улице для стадиона ЦСКА Гинер рассказывал еще в конце 2003 г. Первоначальный проект разрабатывала немецкая компания Walter Gruppe, построившая стадионы в Берлине и Дюссельдорфе. Однако приступить к работам ЦСКА не удавалось – Федеральное агентство управления федеральным имуществом (ФАУФИ) отказывалось выдать разрешение на строительство из-за отсутствия нормативных документов об использовании земель Минобороны. Дело сдвинулось с мертвой точки весной этого года, когда в вопрос о выделении ЦСКА земли вмешался президент РФ.

Начальник ФГУ ЦСКА Ольга Смородская говорит, что проект стадиона пока не привязан к территории: “Площадка очень сложная – в центре города, близко к жилой застройке, а площадь участка не очень большая – 9 га, включая подъездные пути”. На этой площадке, помимо стадиона с подземной автостоянкой и выдвижными полями, планируется разместить гостиницу и развлекательный комплекс. Инвестиции она оценивает в $100 млн. Источник, близкий к ЦСКА, уточнил, что эти деньги будут вкладывать акционеры клуба. Руководитель направления спортивного бизнеса в Восточной Европе консалтинговой компании A.T. Kearney Антон Дерлятка отмечает, что из-за небольших размеров участка армейскому клубу будет сложно построить вокруг стадиона коммерческо-развлекательную инфраструктуру.

В ЦСКА обещают, что новая арена будет соответствовать всем нормам УЕФА. Президент Российского футбольного союза Виталий Мутко уточнил, что для УЕФА принципиальна вместимость стадиона: “Чемпионат России можно проводить на аренах на 12 000 мест, а финал Лиги чемпионов – не менее чем на 50 000 болельщиков, также должна быть обустроена ложа для прессы, предусмотрены система безопасности, места для инвалидов”. Эксперты отмечают, что сейчас в России этим нормам соответствуют только московские стадионы “Локомотив” и “Лужники”.

По данным Министерства путей сообщения, стадион “Локомотив”, открывшийся в 2002 г. и рассчитанный на 35 000 зрителей, обошелся финансировавшим его железнодорожникам более чем в $80 млн. Собираются строить новые стадионы и другие популярные российские клубы – московский “Спартак” и петербургский “Зенит”. Проектом стадиона для “Спартака” вместимостью 30 000 зрителей занимается специализированная немецкая компания Hochtieff (построила стадионы в Дортмундте, Менхенгладбахе, Кайзерслаутерне и др.). Источник, близкий к “Спартаку”, говорит, что руководство клуба уже достигло с властями договоренности о выделении участка земли на Тушинском аэродроме. Коммерческий директор “Спартака” Игорь Рогозин уточнил, что новый стадион будет вмещать 30 000–40 000 зрителей, а объем инвестиций составит до 80 млн евро. Однако пока источник и схема финансирования не определены.

До 2009 г. рассчитывает обзавестись новым стадионом и петербургский “Зенит”. Сейчас клуб проводит домашние встречи на стадионе “Петровский”, построенном еще в 1920-х гг. Инвестором в строительство новой арены на 50 000 зрителей выступит один из акционеров клуба – компания “Газпром”. Член правления “Газпрома” Валерий Голубев оценивал объем инвестиций в $200 млн. Стадион будет располагаться на Крестовском острове, на месте столь же старого, как и “Петровский”, стадиона им. Кирова.