Небогатый выбор


Тендер по выбору аудитора Национальный банковский совет анонсировал 2 ноября. Официальное сообщение было опубликовано в “Вестнике Банка России” 9 ноября. Согласно ему претенденты должны были направить свои заявки до 19 ноября.

Вчера ЦБ сообщил, что за право аудировать его отчет готовы бороться четыре претендента: “БДО Юникон”, “BKR-Интерком-Аудит”, PwC c ФБК, и другой альянс – “ФинЭкспертиза” с “Руфаудитом”. Таким образом, две компании из “большой четверки” ведущих аудиторов мира – Ernst & Young и Deloitte, претендовавших на этот контракт год назад, решили отказаться от борьбы. Запросы “Ведомостей” с просьбой объяснить такой шаг в российских офисах этих компаний вчера остались без ответа.

Но сразу несколько аудиторов рассказали, что представители международных компаний попросту не успели подать заявки в отведенный срок. И надеются исправить ситуацию. Их более аккуратных коллег такая ситуация удивляет. “Если кто-то действительно хочет ехать на поезде, он покупает билет и следит за временем отправления, а не стоит на перроне в нерешительности”, – говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов.

Впрочем, нерешительности Ernst & Young и Deloitte есть и другие объяснения, считают эксперты. Один и тот же аудитор может работать с ЦБ не более трех лет подряд. НБС два последних года делал выбор в пользу PwC с ФБК, так что их конкуренты из “большой четверки” могут дожидаться следующего года, когда этот тандем не сможет претендовать на новый контракт, рассуждает гендиректор “БДО Юникон” Андрей Дубинский. А источник в НБС вспоминает, что год назад Ernst & Young не прошла в тройку лидеров по своему техническому предложению, а числившаяся в лидерах Deloitte не стала делать ЦБ скидку – в результате его финансовые запросы почти на порядок превысили предложение победителя. Свои затраты на аудитора ЦБ не раскрывает, но для участников рынка они не секрет. По их словам, PwC с ФБК предложили год назад около $200 000, а еще годом ранее – почти вдвое больше. “Возможно, цена контракта становится невыгодной для тех, кто не проводил аудит Банка России и кому придется выстраивать этот процесс с нуля”, – предполагает президент Института профессиональных аудиторов Дарья Долотенкова.

Ранее гендиректор “Руфаудита” Алексей Руф признавался, что поскольку PwC давно работает с ЦБ и оказывает ему консультационную поддержку в деле перехода на международные стандарты, то эта компания и наиболее желательная для ЦБ. В то время как шансы остальных Руф оценил как “примерно одинаковые”. Но в “БДО Юникон” итоги конкурса не считают предрешенными. “Мы доказали, что способны выполнять эту работу”, – уверяет Дубинский. Но и Терехов уверен, что альянс PwC c ФБК доказал свою эффективность.

“Может быть, и возникает иллюзия предрешенности результатов отбора, но что с этим поделать? Ведь предложение было опубликовано”, – рассуждает зампред банковского комитета Госдумы, член НБС Павел Медведев. А вот его коллега по НБС – зампред сенатского комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов допускает, что отсутствие ряда ведущих мировых компаний в числе претендентов говорит об их несогласии с условиями тендера, что “не очень хорошо для ЦБ”. И в такой ситуации он не считает зазорным обратиться к этим компаниям с дополнительным приглашением.