Картофельный бизнес Pepsi


Развитие нового для Pepsi направления является ключевым фактором, обеспечивающим компании рост прибыли более чем на 10% в год. Около 75% совокупной прибыли Pepsi по-прежнему приходится на операции в Северной Америке, однако здесь популярность упакованных соленых снэков сейчас снижается – потребители тщательно считают поглощаемые ими калории. В результате самым динамичным в структуре операций компании стал ее зарубежный бизнес – здесь прибыли Pepsi растут почти втрое быстрее, чем в США.

Долгое время крупные западные корпорации, работающие на продовольственном рынке, использовали собственные плантации за рубежом. В конце XX в. они в массовом порядке стали избавляться от этих активов и переходить на партнерство со специализированными поставщиками сырья. Однако теперь наметилась тенденция к возрождению старой схемы. Так, корпорация McDonald’s контролирует производство салата латук и томатов в Гватемале и Панаме. Smithfield Foods выращивает свиней в Польше и Румынии. Аналогичные шаги предпринимает и Pepsi – несмотря на риски, связанные с работой в развивающихся странах, сельскохозяйственные проекты там считаются весьма перспективными.

Сейчас у Pepsi есть картофелеводческие предприятия на севере Китая в районе Внутренняя Монголия и на южном побережье страны. Несмотря на не слишком благоприятные климатические условия, бюрократические и прочие препятствия, американский производитель прохладительных напитков стал крупнейшим в Китае частным поставщиком картофеля.

“Конечно, Pepsi не овощеводческая компания, но для создания нужного нам рынка этот шаг был необходим”, – говорит Боб Ши, директор по операционной деятельности китайского подразделения чипсов Pepsi.

Главная задача компании сейчас – выращивать стабильный урожай картофеля и убеждать китайских потребителей в преимуществах чипсов перед традиционными закусками. Впрочем, аналогичные задачи достаточно успешно решают Wal-Mart Stores, Carrefour и некоторые другие западные розничные сети.

Производство чипсов обусловливает особые требования к качеству сырья. Пригодные картофелины приходится отбирать в соответствии с установленными нормами на форму, размеры, а также содержание воды и сахара. От фермеров требуется также особая аккуратность в обращении с корнеплодами – раздавленные клубни отбраковываются.

Картофельный бизнес Pepsi стартовал в 1996 г., после того как неудачная экспансия на зарубежные рынки газированной воды завершилась списанием активов в размере $576 млн. Первые чипсы под маркой Lay’s компания вывела на китайский рынок в 1997 г., после того как государственное сельскохозяйственное предприятие продало Pepsi около 2000 т картофеля. (WSJ, 19.12.2005, Александр Силонов)