Складские дела


О том, что “Пятерочка” потратит в течение десяти лет $180–200 млн на строительство около 10 складских центров в регионах, “Ведомостям” рассказал главный исполнительный директор сети Олег Высоцкий. По словам Высоцкого, прежде чем выкупать франчайзинговые универсамы, компания построит для них логистическую систему, как ранее для собственных магазинов в Санкт-Петербурге и Москве. На 200 магазинов по плану “Пятерочки” должен приходиться один склад в радиусе 450 км. Собственная логистика позволяет держать показатель EBITDA margin на уровне 11,5%, утверждает Высоцкий. Для сравнения: у конкурента – сети “Магнит” рентабельность EBITDA по итогам года ожидается на уровне 4%.

Сейчас в Питере работают два склада сети на площади Бехтерева, еще один откроется в промзоне Янино. Первый склад, обслуживающий московские магазины, должен открыться весной 2006 г. в Подольске. Для второго “Пятерочка” сейчас ищет участок в 8 га на Ленинградском или Дмитровском шоссе – склад может быть построен в 2007–2008 гг. Складские центры “Пятерочки” имеют площадь 11 000–15 000 кв. м, инвестиции в 1 кв. м составляют $1200–1600.

Весной “Пятерочка” объявила о готовности потратить $600 млн в течение 10 лет на приобретение франчайзинговых магазинов. На конец 2004 г. у компании было 16 франчайзинговых соглашений, сейчас их 22. По словам Высоцкого, лицензионное соглашение предусматривает опцион на выкуп “Пятерочкой” 25% в компании-франчайзи. Оставшиеся 75% партнер может не продавать, но участие “Пятерочки” в капитале его компании делает затруднительной продажу магазинов конкурентам.

Первой “Пятерочка” приобрела франчайзинговую сеть в Екатеринбурге – летом акционеры выкупили 19 универсамов у местной компании “Эконом-Торг”. Именно с Екатеринбурга начнется строительство региональной логистической системы, говорит Высоцкий, склад там откроется в 2006 г. На очереди открытие складов в Волгограде и Самаре, где работает крупнейший франчайзи “Пятерочки” – компания “Тамерлан”. Совладелец “Тамерлана” Денис Горбузов знает о планах “Пятерочки” и не исключает продажу своих магазинов франчайзеру. Хотя, по его словам, опцион “существует как протокол о намерениях, а в договоре не описан”.

“Тамерлан” раньше была оптовой компанией, и у нее сохранились собственные складские мощности – 5700 кв. м в Волгограде и примерно столько же в Самаре. Отказ от дорогих услуг логистических компаний позволяет “Тамерлану” получить EBITDA margin “на уровне головной “Пятерочки”, говорит Горбузов. “Производители закладывают в цену расходы на логистику. Если мы берем эти расходы на себя, то можем требовать скидки с закупочных цен”, – объясняет он. А Высоцкий утверждает, что создание логистической системы позволит увеличить маржу региональных “Пятерочек” на 2–2,5%. “Новые склады в регионах “Пятерочке” понадобились еще и для гипермаркетов, – считает Горбузов. – Планируется, что только в Волгограде будет не менее трех “Каруселей”.

Собственные логистические мощности кроме “Пятерочки” используют Metro, “Магнит”, “Копейка” и др. ТД “Копейка” на декабрь 2004 г. располагал в Москве тремя арендованными складами общей площадью около 20 946 кв. м. EBITDA margin у “Копейки” по итогам прошлого года составила 8%. В ноябре “Копейка” арендовала складской комплекс площадью 32 500 кв. м в подмосковном городе Видное. “В премиальном сегменте можно работать напрямую с поставщиками, а тому, кто работает на оборачиваемости товаров, нужна собственная логистика”, – рассуждает гендиректор “Копейки” Сергей Ломакин.