“Аэрофлот” поможет Boeing


Аэрофлот” с июля выбирает между двумя новинками – Boeing-787 и Airbus-350. На 10–15 лет компании требуется 22 таких лайнера. Общая стоимость контракта должна превысить $2,5 млрд без учета скидок. Летом авиакомпания объявила тендер, а в середине декабря гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов пообещал, что компания определится с моделью до конца года.

Два участника рынка и близкий к “Аэрофлоту” источник сообщили “Ведомостям”, что авиакомпания остановилась на Boeing 787 Dreamliner. “Аэрофлот” уже начал переговоры с Boeing о “фиксировании поставочных позиций”, уточняет источник, близкий к компании. С Нового года американцы повышают цены на B-787, поэтому “Аэрофлот” торопился, поясняет правительственный чиновник. А один из участников рынка добавляет, что по личному распоряжению Окулова “Аэрофлот” до конца года должен добиться, чтобы его заказ был включен в график производства B-787, и оплатить депозит. Сумму и сроки поставок собеседник “Ведомостей” не уточняет. В середине декабря Окулов говорил журналистам, что “Аэрофлот” со своим заказом может рассчитывать на поставку первого B-787 не раньше 2010 г. Депозиты за “резерв” места в графике поставок по лизинговым контрактам составляют $70 000–150 000 за самолет, добавляет гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Американский самолет будет выпускаться в трех версиях – вместимостью 217–289 пассажиров и каталожной стоимостью $120–135 млн. Европейский – рассчитан на перевозку 250–300 пассажиров, стоимость – до $160 млн. Это не окончательная цена, ведь НДС и пошлины на иностранные самолеты доходят до 40% от стоимости. Чиновники два года обсуждают возможность введения таможенных льгот, но решения пока нет.

Прежде в парке “Аэрофлота” было больше европейских лайнеров: у перевозчика девять дальнемагистральных Boeing-767 и 18 среднемагистральных A-320. В октябре компания заключила контракт на поставку еще семи A-321 на $350 млн и думала докупить еще пять. Но американская новинка дешевле европейской примерно на 20% и встанет в серию на два года раньше – в 2008 г. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что “Аэрофлот” собирается купить у Boeing грузовики MD-11 для нового амбициозного проекта – “Аэрофлот-Карго”, уточняет собеседник “Ведомостей”, близкий к “Аэрофлоту”. А “Аэрофлот-Карго” участники рынка называют “любимым детищем” Окулова.

Представители Boeing и EADS, основного владельца Airbus, от комментариев отказались, сославшись на то, что официально итоги конкурса не подведены. “Мы настаиваем на том, что наше предложение “Аэрофлоту” как минимум не хуже, чем у Boeing”, – заметил глава российского представительства EADS Вадим Власов. Знакомый с позицией EADS источник отмечает, что компания в любом случае рассчитывает переломить ситуацию, обратившись к чиновникам. Но в ноябре министр промышленности и энергетики Виктор Христенко пообещал, что “Аэрофлот” сможет сделать самостоятельный выбор. Подтверждает это и советник Германа Грефа по транспорту Игорь Коньков.

C 2003 г. Airbus лидирует среди мировых авиастроителей, Boeing пока второй. Но именно на B-787 американцы делают ставку, рассчитывая через два-три года вернуть первенство. Boeing уже набрал контрактов на 286 своих новых лайнеров, а с учетом сделки с “Аэрофлотом” число заказов перевалит за 300. К середине декабря 2005 г. у Boeing было почти в полтора раза больше контрактов по всем моделям и на 100 – по его новинке. Так что эксперты полагают, что у Boeing есть все шансы за счет B-787 вырвать первое место у европейцев. За счет новых решений B-787 – технически более совершенная модель, это более экономичный самолет, что важнее всего для авиакомпаний, заключает Рыбак.