Все смешалось в доме Батуриных


Вчера пресс-служба “Интеко” распространила официальное заявление президента компании Елены Батуриной, в котором сообщается, что “с конца декабря 2005 г. В. Н. Батурин оставил пост первого вице-президента компании “Интеко” и не уполномочен представлять интересы компании, а также делать заявления от ее имени”. Эту информацию Батурина распространила для того, чтобы дезавуировать недавнее заявление брата о приобретении “Интеко” пакета акций британской компании Shelbourne (она занимается производством сельхозтехники). Для основателя и совладельца Shelbourne Кита Шелборна, который на прошлой неделе подтвердил “Ведомостям” факс сделки с “Интеко”, новость об отставке Батурина стала сюрпризом. “Со стороны “Интеко” документы по сделке подписывал г-н Батурин, – говорит он. – Нам не было известно о том, что он с декабря не является вице-президентом компании”. Впрочем, в том же пресс-релизе Елена Батурина признает, что “варианты сотрудничества с Shelbourne” “обсуждаются”.

В пресс-службе “Интеко” причины увольнения Виктора Батурина не объясняют. Связаться с Виктором и Еленой Батуриными вчера не удалось. “Негативную реакцию Елены могли вызвать действия Виктора в Белгородской области”, – предполагает источник “Ведомостей” в “Интеко”. В последнее время Виктор Батурин занимал в компании пост первого вице-президента и отвечал за сельскохозяйственное направление, в частности руководил фирмой “Интеко-Агро”, которая с 2004 г. ведет в Белгородской области масштабный агропроект и контролирует там порядка 100 000 га земли. Конфликт между белгородскими властями и “Интеко-Агро” начался в прошлом году: чиновники обвинили компанию в скупке земель по серым схемам, а “Интеко”, в свою очередь, обвиняла областные власти в том, что они препятствуют “Интеко-Агро” оформить землю в собственность. В конце прошлого года “Интеко” принимала активное участие в выборах в местное законодательное собрание на стороне оппозиции, но проиграла. Правоохранительные органы зафиксировали серию нападений на сотрудников “Интеко” (адвокат компании Дмитрий Штейнберг был убит). Виктор Батурин тогда связывал преступления с именем губернатора Евгения Савченко.

“Белгородская история, вылившаяся в публичный скандал и не завершившаяся успехом, принесла репутационные издержки,– считает политический аналитик, пожелавший сохранить анонимность. – Поскольку вопрос надо решать дальше, скорее всего, были неформальные переговоры с белгородской администрацией, которая могла пойти на уступки в случае, если уйдет Виктор”. Высокопоставленный представитель белгородской администрации не исключил такого варианта развития событий: “Во вторник на брифинге губернатор неожиданно лояльно отозвался о деятельности “Интеко”.

Случаи, когда работающие в одной компании родственники ссорятся и делят бизнес, не редки. Так, в 1997 г. разошлись братья Лев и Михаил Черные, работавшие в алюминиевой отрасли. В 2002 г. разделили девелоперский бизнес братья-партнеры Шалва и Александр Чигиринские: сейчас Шалве принадлежит компания “СТ Девелопмент”, а Александру – “СТ Групп”. В 2003 г. из-за ссоры между братьями Деревами (Черкесск) им пришлось разделить бизнес. Бывший сенатор Станислав Дерев сейчас занимается производством минеральной воды, а братья Мурат и Вячеслав – водки, а кроме того, собирают автомобили. Возможно, и Батуриных ждет такая же судьба – ведь согласно отчету “Интеко” за I квартал 2005 г. с 1998 г., когда Виктору принадлежало 50% “Интеко”, его доля уже сократилась в пользу Елены Батуриной в 50 раз – до 1%.