Бесценный газ

Д. Гришкин

Газовая война между Украиной и Россией вспыхнула под Новый год: “Газпром” решил с 2006 г. поднять цену на газ для Украины с $50 до $230 за 1000 куб. м газа и отказаться от бартерной оплаты транзита. Украина не соглашалась на цену выше $70–80, и “Газпром” 1 января перекрыл трубу. Через четыре дня спорщики пошли на мировую – договорились, что Украина будет покупать газ у компании Rosukrenergo по компромиссной цене $95 за 1000 куб. м. А та уж сама договорится о закупках газа у “Газпрома”, Туркмении, Узбекистана и Казахстана (в 2006 г. – 34 млрд куб. м). Взамен Украина обязалась пустить Rosukrenergo на свой рынок, создав с этой фирмой совместное предприятие для торговли на местном рынке. Структурам “Газпрома” в Rosukrenergo принадлежит 50%, еще 50% – у швейцарской Raiffeisen Investment, бенефициары которой не известны.

Вчера официальные представители “Газпрома” и “Нафтогаза” объявили, что в Киеве прошло общее собрание участников ЗАО “Укргаз-Энерго”. Ими, по сообщению информагентств, на паритетных началах выступили Rosukrenergo и “Нафтогаз”. Утверждены устав и наблюдательный совет “Укргаз-Энерго” из восьми человек (по четыре с каждой стороны). Предправления ЗАО избран зампред правления “Газпрома” Александр Рязанов. СП будет зарегистрировано в ближайшее время в Киеве, говорится в пресс-релизе “Газпрома”.

Однако, если верить двум источникам с российской стороны, близким к переговорам, пока новое СП будет жить только на бумаге, ведь “Нафтогаз” и “Газпром” не договорились о главном – о цене, по которой СП получит газ от Rosukrenergo. Договоры поставки газа между Rosukrenergo и “Укргаз-Энерго”, а также между ЗАО и потребителями не подписаны, поясняет один из собеседников “Ведомостей”. По его словам, украинская сторона настаивает, чтобы швейцарская фирма продавала газ “Укргаз-Энерго” по $95 за 1000 куб. м в течение пяти лет, а “Газпром” согласен зафиксировать эту цену газа лишь до 1 июля. Кроме того, до сих пор нет договоренности, кто – “Нафтогаз Украины” или “Укргаз-Энерго” – будет продавать газ платежеспособным промышленным потребителям, а кто – коммунальному хозяйству.

Пока, по свидетельству обоих источников, стороны согласовали менее значительные детали – размер уставного капитала, некоторые положения устава СП. Изначально “Газпром” хотел, чтобы уставный капитал “Укргаз-Энерго” составлял 101 млн гривен ($20 млн), по $10 млн на каждого учредителя. “Газпром” предлагал делать взнос не только деньгами, но и оборудованием, зданиями и ноу-хау. Но по настоянию украинской стороны уставный капитал был зафиксирован в сумме $1 млн, и взнос может быть сделан только деньгами. В дальнейшем уставный капитал можно увеличивать только пропорционально долям акционеров. Кроме того, соглашение акционеров “Укргаз-Энерго” допускает, что ЗАО будет заниматься не только продажей газа потребителям, но и “другой деятельностью в области энергетики”, говорит источник, но не уточняет, какой именно.

Украина все равно празднует победу. Вчера на пресс-конференции в Киеве официальный представитель “Нафтогаза Украины” Эдуард Занюк объявил, что Rosukrenergo согласилась на украинские ценовые условия. “Мы удовлетворены завершением формирования этого совместного предприятия, – цитирует “Интерфакс” управляющего директора Rosukrenergo Олега Пальчикова. – Мы обязуемся поставлять газ нашим будущим клиентам по согласованным ценам”. Официальные представители “Газпрома” это не комментируют.

В то же время “Нафтогаз Украины” признает, что цена поставок газа “Укргаз-Энерго” может быть пересмотрена. По словам Занюка, в случае не зависящих от сторон обстоятельств на рынке и когда цена не отражает уровня рыночных цен, любая из сторон может потребовать начала переговоров. При этом в течение 10 дней контракт должен быть пересмотрен, а отказ от пересмотра обоснован.

Дмитрий Лукашов из “Атона” не верит, что “Газпром” согласится зафиксировать цену на газ на пять лет. Для этого Туркмения, Узбекистан и Казахстан должны держать цену на газ неизменной, а им это невыгодно. “Если цена на газ будет на пять лет вперед закреплена на уровне $95, то все риски, связанные с неизбежным ростом цен на среднеазиатский газ, ложатся на Rosukrenergo, – убежден директор Института энергетической политики Владимир Милов. – Последняя сможет получать хорошую прибыль только в том случае, если СП допустят к обслуживанию крупных промышленных предприятий, например “Криворожстали”. А аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что все договоренности могут быть пересмотрены после парламентских выборов на Украине. Они намечены на конец марта.