Неслабая половина


В 1989 г. Марала Чарыева, ныне гендиректор компании “Росинтер Ресторантс” (владеет сетью ресторанов “Ростикс”), закончила аспирантуру. “Изначально я собиралась идти в науку, но перестройка изменила мои планы. Я решила посвятить себя бизнесу”, – вспоминает она. Чарыеву взяли на должность финансового директора в одну российскую компанию. Вскоре она ушла из нее на руководящую должность в компанию иностранную. “С тех пор я все время занимала топовые позиции”, – говорит Чарыева. В разные годы она была гендиректором компании “Вессо-линк единая пейджинговая”, президентом “Компьюлинк трейд” и генеральным менеджером “Формулы кино менеджмент”. Нынешнюю должность она занимает с 2004 г. По ее словам, она с самого начала стремилась показать окружающим, что она не только “внешне интересная”, но и умная. “Я доказала, что умею многое делать”, – говорит она. И иронично добавляет: “Мужчины слишком любят себя рекламировать, но при этом не обязательно хорошо работают. Женщины меньше говорят и больше делают”. Чарыева уверяет, что как женщина-руководитель она никогда не чувствовала дискриминации со стороны мужчин. Более того, она считает, что сама должна оказывать мужчинам всяческую поддержку, потому что у представителей сильного пола есть свои слабые стороны. “Женщина от природы гораздо более ответственна, чем мужчина. Ведь она отвечает за детей. Это качество легко переносится и в бизнес”, – говорит Чарыева.

Таких, как Чарыева, в российском бизнесе немного. Специалисты Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) на протяжении 1999–2004 гг. обрабатывали сообщения в СМИ об отставках и назначениях топ-менеджеров. За рассматриваемый период лишь каждое 10-е назначение приходилось на прекрасный пол, отмечает Сергей Рощин, один из авторов исследования, завкафедрой экономики труда и народонаселения экономического факультета ГУ-ВШЭ. Среди фигурантов рейтинга профессиональной репутации тысячи российских менеджеров, который составляется с 2002 г. Ассоциацией менеджеров России, в 2004 г. было лишь 6% женщин (в 2002 г. – 4%).

В бурные 1990-е у женщин просто не было возможности продвигаться по карьерной лестнице так, как это удавалось мужчинам. “Подумайте сами, мамонтов убивать – это мужская работа, а не женская”, – говорит Ирина Авдонина, руководитель финансово-банковского подразделения кадровой компании Manpower CIS. Но ситуация изменилась. Хедхантеры утверждают, что за последние пять лет работодатели стали более охотно брать женщин на топ-позиции. “У них больше развита творческая составляющая, – отмечает Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. – Женщины более гибко и изобретательно подходят к процессу управления, да и с акционерами ладят лучше. Женщина-руководитель, в отличие от мужчины, не будет себя им противопоставлять”. Они пытаются создавать в компании командную атмосферу. “Так легче управлять, потому что знаешь, что думают твои сотрудники и чего они действительно хотят”, – говорит Елена Денисова, гендиректор винодельческой компании Chateau le Grand Vostok. С ней соглашается Елена Левашова, коммерческий директор фармацевтической компании Pfizer в России: “Мне не свойствен авторитарный стиль правления. Я пытаюсь по-доброму объяснить сотрудникам, кто что должен делать, чтобы каждый нес ответственность за свой участок”.

Спрос на женщин-руководителей подогревает и общая нехватка профессиональных управленческих кадров на рынке, добавляет Шехтерман. По его оценкам, сейчас женщины-топ-менеджеры составляют примерно 30% от общего числа руководителей высшего звена в московских компаниях. “Что же касается регионов, то там нахождение женщины на первой позиции – скорее исключение, чем правило”,– уточняет Рощин из ГУ-ВШЭ.

Восхождение по карьерной лестнице требует от женщин определенных жертв. “Когда я стала руководителем среднего звена, пришлось отстраниться от всех личных отношений, хотя это было болезненно”, – признается Елена Левашова из Pfizer. “А я была вынуждена стать более жесткой и требовательной”, – добавляет Татьяна Федорова, HR-директор водочной компании “Исток”. Правда, замечает она, более жесткой пришлось быть и по отношению к себе. Высокая должность требует большой отдачи, надо быть крайне дисциплинированной и целеустремленной. Правда, при этом ради карьеры приходится жертвовать семейным временем. “Работаю по 12 часов в сутки, детей вижу в основном по выходным”, – говорит Денисова из Chateau le Grand Vostok.

Женщинам-руководителям, несмотря на возросший на них спрос, приходится преодолевать скептическое отношение работодателей. “Однажды у меня была ситуация, когда восточные люди выступали против моей кандидатуры на руководящий пост”, – вспоминает с неохотой Елена Денисова. Они боялись, что партнеры неадекватно воспримут женщину-руководителя. “Слава богу, что окончательное решение принимали все-таки другие люди здесь, в Москве”. А Шехтерман из RosExpert признает, что нередко при описании вакансии работодатели априори подразумевают мужчин, а кандидатов-женщин приходится обговаривать отдельно.