Найдется прибыль


Выручка и прибыль “Яndeх” по GAAP в прошлом году практически удвоилась по сравнению с 2004 г., когда выручка составила $17 млн, а прибыль – $7 млн. Об этом вчера заявил гендиректор компании Аркадий Волож. Он говорит, что в прошлом году бизнес “Яndex” рос теми же темпами, что и российский рынок интернет-рекламы в целом. Волож пояснил, что 83% выручки “Яndeх” принесла контекстная реклама, которая позволяет размещать рекламные объявления, близкие по тематике содержимому веб-страницы. По оценке “Яndex”, объем рекламы в Рунете в 2005 г. составил $100 млн, из них на баннерную рекламу пришлось около $60 млн (прирост в 71% по сравнению с 2004 г.), а на контекстную рекламу – $40 млн (прирост в 120%).

Волож считает рентабельность по чистой прибыли на уровне 40% нормальным показателем для крупнейших мировых интернет-компаний вроде Yahoo! или Google и называет ее типичной для Рунета. С ним согласен гендиректор РБК Юрий Ровенский. В конце 2005 г. РБК прогнозировала, что совокупная выручка холдинга по итогам года превысит $100 млн, из них на медиауслуги придется более $45,5 млн, выручка РБК-ТВ составит $25 млн и доходы от IT-услуг – $29,5 млн. Прогноз чистой прибыли РБК по итогам года – $22 млн. Как пояснил Ровенский, в 2005 г. рентабельность РБК по EBITDA составила около 35%, причем рентабельность интернет-рекламы превысила 40%. При этом норма прибыли РБК от IT-услуг будет намного ниже.

Гендиректор группы компаний Rambler Media Ирина Гофман называет результаты “Яndex” еще одним доказательством перспективности интернет-рынка. Вскоре итоги 2005 г. собирается подвести Rambler, и до официального объявления в холдинге не хотят комментировать рентабельность собственного бизнеса. В первом полугодии 2005 г. выручка интернет-подразделения Rambler составила $5,2 млн, а показатель EBITDA – $500 000. Но тогда Rambler провел несколько сделок в Интернете – приобрел за $750 000 25% плюс 1 акция агентства интернет-рекламы “Бегун”, а также договорился о сотрудничестве с компанией ICQ.

Из крупнейших российских интернет-порталов свои финансовые показатели сейчас не раскрывает лишь Mail.ru. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин не захотел говорить о рентабельности бизнеса компании, но его оценка объема рынка рекламы в Рунете совпадает с оценками “Яndex”. Гришин ожидает, что в 2006 г. рынок интернет-рекламы в России будет расти еще быстрее из-за нового закона о рекламе, который должен ограничить объем телевизионной и наружной рекламы. По его прогнозам, благодаря изменениям в законодательстве в Рунете появятся новые рекламодатели из сектора FMCG.

Эксперты спорят о том, насколько рентабельность бизнеса “Яndex” типична для Рунета. Руководитель аналитического направления компании J’son & Partners Борис Овчинников считает, что бизнес “Яndex” эффективнее, чем у его конкурентов. По словам Овчинникова, львиная доля доходов компании приходится на контекстную рекламу – а это автоматический сервис, с помощью которого с рекламодателей можно собирать деньги с минимальными затратами. Но у “Яndex” огромные расходы на программирование для поисковой системы, почтовой службы и сервиса новостей, возражает президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов.