Опасная работа


“Мы обеспокоены сложившейся ситуацией”, – говорит представитель лондонского офиса ЮКОСа Клэр Дэвидсон. А управляющий GML Тим Осборн думает, что к задержанию могли иметь отношение менеджеры московского офиса, не заинтересованные в приходе Алексаняна в компанию. Они тесно взаимодействуют с “Роснефтью” и Генпрокуратурой, отмечает Осборн, добавляя, что Тиди будет трудно найти лучшего кандидата на этот пост, чем Алексанян.

Попытка президента ЮКОСа американца Стивена Тиди перехватить у московского руководства компании контроль над оставшимися активами и деньгами провалилась. Вчера Генпрокуратура задержала вице-президента компании, бывшего адвоката Михаила Ходорковского Василия Алексаняна, которому незадолго до этого Тиди делегировал право управлять активами и финансами ЮКОСа. Речь шла в основном о средствах, аккумулируемых на счетах торгового дома “ЮКОС-М” (его оборот превышает $4 млрд в год), которые не списываются судебными приставами в счет уплаты налогов, так как необходимы для поддержания операционной деятельности компании.

В среду Алексанян заявил, что намерен до конца недели пересмотреть структуру управления ЮКОСом, при которой руководители “ЮКОС-М”, “ЮКОС-РМ” и “ЮКОС-ЭП” не подчиняются президенту материнской компании, и пообещал контролировать “дочки”. Алексанян сообщил, что президент “ЮКОС-РМ” Анатолий Назаров не отвечает на просьбы предоставить документы по компании. Он не исключил, что “в условиях корпоративного конфликта” придется применить в отношении дочерних предприятий “агрессивные меры”. Алексанян встречался с временным управляющим ЮКОСа – Эдуардом Ребгуном и договорился работать совместно. По словам Ребгуна, вице-президент ЮКОСа должен был подготовить информацию о финансовой ситуации в компании и ее активах.

Но реализовать свой план Алексанян не успел. Вчера Симоновский суд Москвы удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры на привлечение адвоката к уголовной ответственности. Суд дал заключение о наличии в его действиях признаков преступлений, предусмотренных ст. 160 (присвоение или растрата) и ч. 4 ст. 174 (легализация, отмывание денежных средств). Теперь ничто не мешает Генпрокуратуре обратиться в суд за получением санкции на арест Алексаняна и привлечь его к уголовной ответственности.

Алексанян уже подсчитал, что может получить до 25 лет тюрьмы. Адвокат объяснял, что серьезные обвинения в его адрес нужны, чтобы заручиться вескими доводами в пользу ареста. Он говорит, что два года исправно ходил на допросы, не делал попыток уехать из страны или мешать следствию. Алексанян называл эти обвинения абсурдными: ему не было вверено какое-либо имущество, а если ему инкриминируют хищение акций и активов, то речь не может идти об отмывании денег. А вчера днем Алексанян был задержан и допрошен следователями Генпрокуратры, сообщила “Ведомостям” глава управления информации Генпрокуратуры Наталия Вишнякова. Возможности скрыться за границей у него не было, поскольку за ним, скорее всего, присматривало наружное наблюдение, добавляет источник в МВД.

Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов тоже считает причиной задержания корпоративный конфликт между лондонским и московским офисами ЮКОСа. “Никакого конфликта не существует, – утверждают в московском офисе, – Если у Алексаняна проблемы с законом, мы к этому не имеем никакого отношения”.