КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Бойница защитит от шума


Когда архитектор Джон Вильсон пытался справиться с самой современной из проблем – снижением уровня шумности от проезжающих автомобилей, он пришел к выводу, что лучше всего использовать опыт Средних веков. В ту эпоху участок площадью 10 акров в Варрингтоне (Чешир, Великобритания), где в наше время располагалась старая военно-воздушная база Бертонвуд, использовался для тренировок английскими лучниками, одерживавшими затем знаменитые победы под Азенкуром и в других сражениях.

Идея Вильсона заключается в том, чтобы использовать метод, применявшийся этими лучниками для защиты своих замков и домов, от шумов XXI в. Он спроектировал Butts Green (места тренировок лучников назывались Butts) в стиле средневекового поселения – с кирпичными арками, контрфорсами, сторожевыми башенками и, что важнее всего, окнами, оформленными под бойницы – такими же длинными и стрельчатыми.

Чрезвычайно важно и расположение зданий. “Здание, ближайшее к автостраде, будет играть роль барьера против шума”, – объясняет Вильсон. Это полумесяц, в котором количество этажей снижается с четырех в центре до трех и затем до двух по краям. Здание опоясывает весь участок застройки, а его высота, плотность и форма кирпичей и раствора помогают отражать и поглощать шум.

Все важные комнаты, в которых должны царить свет и тишина, находятся на внутренней стороне здания, обращенной к деревне. На внешней стороне находятся лестничные площадки, ванные, кладовые. Именно с этой стороны и находятся окна в форме бойниц, которые пропускают свет, но не нарушают плотность стен.

Использованный в Butts Green способ снижения шумности оказался настолько успешным, что удостоился в 2005 г. серебряной медали Building for Life, которую присуждает Британская комиссия по архитектуре и городской среде. “Участок расположен на пересечении шоссе № 8 и трассы М62, там есть еще не менее оживленная подъездная дорога, поэтому то, как решена проблема шума, просто потрясает”, – говорит эксперт комиссии Доминик Черч.

Борьба с шумом стала растущей отраслью строительства, в которой изощренные технологии нередко соседствуют просто со здравым смыслом. Одним из решений, продиктованных здравым смыслом, является возведение барьеров вдоль новых дорог. Германия с 1970-х гг. устанавливает вдоль автобанов, пересекающих жилую застройку, 30-метровые бетонные барьеры в форме буквы А, заполненные почвой и засаженные растениями. Новое шоссе в районе Мельбурна, Австралия, оснащено стильным звуковым барьером фирмы Perspex.

“Если вы начинаете с нуля <...>, можно использовать землю, оставшуюся от строительства, чтобы соорудить насыпь, или сделать ограждение вдоль дороги из прочного дерева со звукопоглощающей облицовкой вроде стеклопластика, – говорит Дин Барк, консультант по акустике из Sharps Redmore Partnership. – Кроме того, можно заменить дорожное покрытие на что-то более пористое, но это дорого”.

В таких местах, как Гонконг, где дефицит места – проблема первостепенной важности, архитекторы и инженеры разрабатывают все более оригинальные решения. Например, говорит Ричард Коуэлл, руководитель компании Arup Acoustics, зданиям придают форму, расщепляющую звуковые волны, устанавливают дома на специальные пружины, чтобы снизить шумовые вибрации, и сооружают щиты, которые прикрывают здания или опоясывают источники шума.

“Мы пытаемся разработать такие шумовые барьеры, которые будут интересно смотреться”, – говорит он. Однако, по словам эксперта, есть и более перспективный подход – использование фоновых шумов. Таких, как шум прибоя, струящейся воды, ветра в деревьях.

Следующей ступенью становится использование самих зданий. Их можно ориентировать так, что они, например, буквально поворачиваются “спиной” к дорогам.

Важен и материал, из которого строится здание. Плотные кирпичи и изоляция при помощи специальных полостей в стенах, удерживающих тепло и не пропускающих шум, могут быть эффективно использованы в новых сооружениях. Более старые дома могут выиграть от обивки стен. К хорошему результату приводит современное двойное и тройное остекление, впервые использовавшееся в скандинавских странах.

В Великобритании нормы городского планирования делят шум на четыре категории – от А (55 децибел днем – не намного громче, чем при обычном разговоре, и 45 ночью) до D (85–90 децибел), который опасен для здоровья. “Уровни шумности B и C наиболее распространены там, где остро требуется новое жилье, и это те уровни, при которых что-то еще можно сделать, – рассказывает Барк. – Правильное сочетание различных мер помогает снизить уровень шума на 10–15 децибел”.

Усилия по борьбе с шумом помогают создавать красивую архитектуру, говорит Ричард Бриндли из Королевского института британских архитекторов. В качестве примера он приводит многоквартирный дом в Манчестере в форме клина, окруженный стеклянной стеной. (FT, Василий Кашин)